Эстетический воспитательный процесс осуществляется на всех этапах личностного формирования, и становится наиболее эффективным, будучи начатым с раннего детства, когда ребенок подпадает под адресное эстетическое воздействие, совмещающее воедино все художественные занятия и бытовой жизненный опыт.
Процесс эстетического воспитания создает у детей набор элементарных знаний, впечатлений, формирует интерес к эстетическим проявлениям в художественных предметах.
В ходе него развиваются способности к эстетическому переживанию, формируются качества личности, позволяющие оценивать высокохудожественный предмет (явление) и дающие возможность получить удовольствие от его созерцания либо обладания им.
В учениках пробуждаются творческие способности. Воспитанный эстетически человек активно созидает, привносит в свою жизнь усвоенные каноны красоты.
Творческий человек является большим общественным достоянием. Повседневный труд, быт, общение взрослых и детей, везде присутствуют эстетические явления. Красивое и безобразное существует во всем. Трагическое и комическое оказывает влияние на разные жизненные области. Красивые явления радуют, повышают активность, а безобразные отталкивают. Комическое помогает рассмотреть недостатки, а трагическое вызывает сочувствие.
Эстетический воспитательный процесс открывает ребенку новые формы, звуки, краски, учит глубоко понимать мир, гармонично развиваться и раскрывать себя. Творчески мыслящая личность способна находить новые пути в научной, экономической, производственной области. Общественные задачи предъявляют к человеку новые требования. Так как он главная составляющая производительной силы, и он должен быть всесторонне развитым. Поэтому важное средство в развитии творческой личности - это эстетическая воспитательная деятельность с самых ранних лет.
От правильно сформированного эстетического восприятия зависит формирование личностных качеств в более зрелом возрасте.
Художественно-эстетические воспитательные средства наиболее эффективны, когда находятся во взаимосвязи. Преподаватели их сочетают и варьируют.
Средства различаются по способу информационного сообщения и практической форме организации.
Методы бывают наглядными (знакомство детей с примерами искусства), словесными (рассказы и объяснения взрослых), практическими (проводится тестирование, творческие работы).
Наглядный метод способен эмоционально наполнять момент (просмотр живописи, прослушивание музыкальных произведений). Это должно запомниться ребенку, произвести на него яркое впечатление.
Формы эстетического воспитания маленьких детей бывают такими:
Эстетическое воспитание дошкольников отличается от способов взаимодействия с воспитанниками в школьном возрасте. Дети более старшего возраста самостоятельно воплощают свои творческие способности. Дошкольники лишь оценивают, а школьниками уже создают продукт и разрабатывают методику его создания.
Основные методы, способствующие формирования у ребенка эстетического чувства, умение оценить, применить творчески полученную информацию, относятся:
Любой воспитательный метод должен обеспечивать необходимые условия: развивающую среду, тесную взаимосвязь с природным миром, миром искусства, возможности для реализации творческих замыслов. Эстетическая воспитательная работа в младшем школьном возрасте характерна тем, что ребенок воспринимает окружающий мир с помощью чувств. Содержание и форма предметов для них являются неразрывными. Функция педагога в том, чтобы направить ребенка на глубокое понимание гармонии, красоты, сформировать эстетический вкус. Правильный эстетический воспитательный процесс учит ребенка разбираться в прекрасном и находить красивые моменты в повседневной жизни: бытовом явлении, природной среде, труде, одежде.