Эстетическое воспитание: методы и формы


Эстетическое воспитание: методы и формы

Эстетический воспитательный процесс осуществляется на всех этапах личностного формирования, и становится наиболее эффективным, будучи начатым с раннего детства, когда ребенок подпадает под адресное эстетическое воздействие, совмещающее воедино все художественные занятия и бытовой жизненный опыт.

Роль эстетического воспитания в жизни человека

Процесс эстетического воспитания создает у детей набор элементарных знаний, впечатлений, формирует интерес к эстетическим проявлениям в художественных предметах.

Замечание 1

В ходе него развиваются способности к эстетическому переживанию, формируются качества личности, позволяющие оценивать высокохудожественный предмет (явление) и дающие возможность получить удовольствие от его созерцания либо обладания им.

В учениках пробуждаются творческие способности. Воспитанный эстетически человек активно созидает, привносит в свою жизнь усвоенные каноны красоты.

Творческий человек является большим общественным достоянием. Повседневный труд, быт, общение взрослых и детей, везде присутствуют эстетические явления. Красивое и безобразное существует во всем. Трагическое и комическое оказывает влияние на разные жизненные области. Красивые явления радуют, повышают активность, а безобразные отталкивают. Комическое помогает рассмотреть недостатки, а трагическое вызывает сочувствие.

Эстетический воспитательный процесс открывает ребенку новые формы, звуки, краски, учит глубоко понимать мир, гармонично развиваться и раскрывать себя. Творчески мыслящая личность способна находить новые пути в научной, экономической, производственной области. Общественные задачи предъявляют к человеку новые требования. Так как он главная составляющая производительной силы, и он должен быть всесторонне развитым. Поэтому важное средство в развитии творческой личности - это эстетическая воспитательная деятельность с самых ранних лет.

Эстетическое воспитание: основные формы.

От правильно сформированного эстетического восприятия зависит формирование личностных качеств в более зрелом возрасте.

Художественно-эстетические воспитательные средства наиболее эффективны, когда находятся во взаимосвязи. Преподаватели их сочетают и варьируют.

Средства различаются по способу информационного сообщения и практической форме организации.

Методы бывают наглядными (знакомство детей с примерами искусства), словесными (рассказы и объяснения взрослых), практическими (проводится тестирование, творческие работы).

Наглядный метод способен эмоционально наполнять момент (просмотр живописи, прослушивание музыкальных произведений). Это должно запомниться ребенку, произвести на него яркое впечатление.

Формы эстетического воспитания маленьких детей бывают такими:

  • взрослый показзывает пример определенного действия, а ребенок повторяет стихотворение или поет песенку;
  • воспитатель предлагает ребенку самому выбрать способ исполнения поставленного задания (например, сделать картинку из бумажных деталей или нарисовать).
Замечание 2

Эстетическое воспитание дошкольников отличается от способов взаимодействия с воспитанниками в школьном возрасте. Дети более старшего возраста самостоятельно воплощают свои творческие способности. Дошкольники лишь оценивают, а школьниками уже создают продукт и разрабатывают методику его создания.

Процесс эстетического воспитания: основные методы

Основные методы, способствующие формирования у ребенка эстетического чувства, умение оценить, применить творчески полученную информацию, относятся:

  1. Убеждение. Применяется в том случае, когда исследуемые явления прекрасны. Дети эмоционально откликаются при встрече с произведением искусства, участвуют в праздниках. Такой метод является словесным, потому что наблюдения ребенка комментируются взрослыми, мысли и чувства активно проявляются. Воспитателем подбирается впечатляющее художественное произведение, он заботится об определенном душевном настрое ребенка. Педагог должен хорошо освоить предмет, его речевые характеристики должны являться точными и выразительными. Воспитатель объясняет на конкретных примерах, что является хорошим, а что плохим.
  2. Приучение. Практические действия, упражнения, направленные на изменение окружающего быта. Прививаются принятые в обществе навыки культуры поведения. Ребенок учится видеть и ценить прекрасное. Активность детей развивается благодаря систематическим упражнениям и художественной детской практике.
  3. Проблемная ситуация. Пробуждает творческие способности, появляется желание действовать. Воспитателем предложено детям самим искать способы претворения художественного замысла. Например, ребенку предложено изобразить какого-либо персонажа после прослушивания сказки. Задание может быть простым или усложненным. Воспитанники думают сами, принимают самостоятельное решение по воплощению задуманного: рисуют, лепят, сочиняют стихотворения.
  4. Сопереживание. Отзывчивый человек сопереживает, сострадает, заодно со всеми разделяет удачи и победы. Сочувствующие дети являются более открытыми и доброжелательными, у них много друзей, они избегают конфликтные ситуации. Такой метод предполагает эмоционального чтения сказок, обсуждения иллюстраций, кукольный спектакль или музыкальный номер. Применяется традиционный метод воздействия.
  5. Рассказ. Эмоциональный, со своей сюжетной канвой, познавательный, влияет на воображение, но не мешает самостоятельно оценивать.
  6. Лекция. Посвящена более сложной теме, вводится на занятиях с детьми старшего возраста. Урок должен быть оснащен наглядным материалом для большей образности. Обязательно поднимается проблемная тема, учащиеся сталкиваются в обсуждении, высказывают свою точку зрения.
  7. Беседа. Эмоционально и взаимно обмениваются мнениями. Воспитателем в ходе беседы используется наглядный материал, разъясняются научные термины, подчеркиваются прекрасные черты произведений искусства, труда, театра.
  8. Диспут. Обнаруживает и сталкивает разные мнения, поднимает проблемы, привлекает детей к ее обсуждению. Воспитатель выявляет позиции, стимулирует диалог, направляет спор в культурное русло.

Воспитательный процесс при помощи искусства

Любой воспитательный метод должен обеспечивать необходимые условия: развивающую среду, тесную взаимосвязь с природным миром, миром искусства, возможности для реализации творческих замыслов. Эстетическая воспитательная работа в младшем школьном возрасте характерна тем, что ребенок воспринимает окружающий мир с помощью чувств. Содержание и форма предметов для них являются неразрывными. Функция педагога в том, чтобы направить ребенка на глубокое понимание гармонии, красоты, сформировать эстетический вкус. Правильный эстетический воспитательный процесс учит ребенка разбираться в прекрасном и находить красивые моменты в повседневной жизни: бытовом явлении, природной среде, труде, одежде.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :