В педагогической литературе были предложены такие уровни эстетического знания: высокие, достаточные, средние, низкие.
Высокий уровень обязывает ученика:
Высокий уровень представлен школьниками с широким и объемным эстетическим кругозором, с глубинными знаниями. Они проявляют огромный интерес к историческим событиям, теоретическим культурным вопросам, проблемам в искусстве.
Объем подобного эстетического знания далеко выходит за пределы школьной программы. Школьники умело оперируют полученным знанием, самостоятельно пользуются различными источниками знаний, могут творчески их применить.
Второй ступенью является достаточный уровень. Школьники этого проявляют интерес к эстетическому знанию сугубо избирательно, строго очерчивают обязательную, необходимую информацию, знания в рамках учебников и школьной программы. Знания часто являются только поверхностными, взятые из случайного источника.
Третьей ступенью является средний уровень. Школьники этого уровня проявляют неустойчивый интерес к эстетическому знанию, заметно существование множества пробелов. Уровень знаний является недостаточным для разбора, анализа и оценки культурных явлений. Знания отрывочные и неосновательные. Школьникам не присуща эстетическая зрелость в поступках, суждениях.
Четвертой ступенью является низкий уровень. У школьников данного отсутствует интерес к истории искусств, технологическое знание отрывочное и бедное. Отсутствует понятие специфики различного вида искусства, нет навыков и способностей к анализу, неумение высказать обоснованное суждение о каких-либо эстетических явлениях. Знания фактически отсутствуют.
Этапы эстетической воспитательной деятельности:
Другой критерий определения уровня эстетической культуры - это критерий сформированности эстетических отношений. Здесь существуют такие же уровни по выявлению достаточности эстетического знания и кругозора.
Высокий уровень эстетического отношения: развитое избирательное эстетическое восприятие, высокий уровень нравственной эмоциональной жизненной стороны, разносторонние эстетические интересы, индивидуальные предпочтения, общение с различными видами искусства, творческое применение полученных эстетических знаний.
Достаточный уровень сформированности эстетического отношения к миру искусства проявляется в эмоциональной отзывчивости к прекрасному; недостаточно развитая избирательность эстетических восприятий. Случайная потребность, интерес, предпочтение по приобретению новой эстетической информации, так и ее использование в практической жизни. Отсутствует достаточное умение, по адекватной оценке, художественных явлений, нет внутренней потребности в такой операции.
Средний уровень предполагает отсутствие заинтересованности в эмоциональном впечатлении, иногда потребности, интересы, предпочтения обуславливаются корыстными мотивами. Могут давать эстетическому явлению простейшую индифферентную характеристику.
На низком уровне эстетического отношения эмоции на прекрасное проявляются крайне редко, отсутствует четкий, осознанный интерес, потребность, предпочтение. Нет простого умения и навыка для оценки художественного произведения.
Третий критерий определения уровня развития эстетической культуры школьников это их вовлеченность в эстетический процесс который формирует эстетически активную личность.
Эстетическая деятельность школьников активна, если она совершается исходя из личной инициативы и глубокого убеждения.
Эстетически активные молодые люди показывают волевое устремление в эстетическом самообразовании и самовоспитании, систематически изучают периодические издания и разнообразную литературу по эстетической и культурной проблематике, технологическом образовании. Учащийся транслирует эстетические знания, творчески их использует, совершенствует свое гармоничное развитие.
Школьник проявляет эстетическую активность непримиримостью к любому факту бездуховности, или безобразному явлению. Это качество особенно ценно в современном мире, когда массовая информация выдает безобразное за прекрасное эстетическое начало, и человек воспитывается, созерцая безобразное.
Эстетическая воспитательная деятельность подросткового периода связана с возрастанием активности эмоциональных сфер психических и духовных чувств человека. Появляется развитое самосознание, человеческая личность является окончательно сформированной, ей присущи определенная завершенность и устойчивость вкусов. Эстетическое отношение складывается в единую систему, состоит из потребности, вкуса, принципа, создавая основу для суждений характерную этому возрастному периоду. Появляется самовоспитание, которое является фактором духовного развития общего процесса взросления. Завершается формирование его эстетического сознания,
Процесс формирования эстетического сознания состоит из взаимодействия трех движущих сил: