Организация труда дошкольников


Организация труда дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников и его значение

Трудовое воспитание подрастающего поколения является актуальной образовательной задачей во все времена. Воспитанию трудолюбия дошкольников уделяется особо значимая роль, поскольку привитие любви и уважения к трудовой деятельности следует начинать с раннего детства. Только так можно достичь успеха в реализации этой непростой задачи.

Замечание 1

Детская трудовая деятельность значительно отличается от взрослой. Если труд взрослого человека нацелен на создание материальных и духовных благ общества, то детский труд имеет иное значение. Он не связан с удовлетворением общественных потребностей. Труд ребенка ориентирован на удовлетворение собственных потребностей и, возможно, потребностей ближайшего окружения: родственников, друзей.

Трудовую деятельность дошкольника и ее результаты не так-то просто объективно оценить. На дошкольном этапе развития, трудовая деятельность осуществляется в основном в игровой форме. Ребенок познает, что такое труд, его значимость и важность. При этом, ребенок выполняет трудовые поручения не абы как, а прилагая усилия и стремясь достигнуть хороших результатов.

Включение дошкольников в трудовую деятельность должно быть основано на четкой мотивации и иметь эмоциональный окрас. Ребенок должен иметь осознанное стремление к выполнению трудовых поручений, радоваться предоставленной работе и испытывать удовлетворение от результатов выполненных заданий. Трудовая деятельность детей строится таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, дать ему почувствовать свою важность, значимость и востребованность, испытать эмоциональный подъем.

Организация трудовой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях приводит к сплочению детей, объединению их общими целями и переживаниями, что помогает в постепенном становлении детского коллектива.

Трудовое воспитание представляет собой общую направленность деятельности детей и воспитателей, с целью развития основных трудовых навыков и знаний, сформировать ответственное и уважительное отношение к труду, организовать психологическую подготовку к выполнению трудовых обязанностей. Основными задачами трудового воспитания, согласно дошкольной педагогике являются:

  • Знакомство с трудовой деятельностью взрослых, ее принятие и уважение;
  • Стимулирование трудовой активности и проявления интереса к трудовой деятельности;
  • Освоение простых трудовых навыков;
  • Воспитание трудолюбия и самостоятельности;
  • Воспитание стремления к выполнению общественно-полезной трудовой деятельности и желания удовлетворения важных общественных потребностей;
  • Формирование основных качеств личности, посредством участия в трудовой деятельности и построения системы социальных связей и взаимоотношений.

Трудовое воспитание дошкольников начинается в семье и продолжается в учреждениях дошкольного воспитания. Помимо этого, ребенок сталкивается с трудовой деятельностью во всех сферах жизнедеятельности. В его сознании постепенно складывается представление о роли труда и его значении.

Чтобы трудовое воспитание имело положительные результаты, программы дошкольного воспитания в детских садах должны быть ориентированы на сотрудничество воспитателей и родителей. Содержание воспитательных программ должно отвечать возрастным особенностям развития детей и иметь возможность быть скорректированным в индивидуальном порядке.

Трудовая деятельность оказывает важное воздействие на формирование личности ребенка. В процессе труда, происходит развитие основных навыков и умений, раскрытие природных задатков, развиваются интеллектуальные способности и проявляется физическая активность, складываются новые формы мышления и складывается представление о коллективном и общественном взаимодействии.

Формы организации дошкольного труда

Для организации трудовой деятельности дошкольников, воспитатели ориентируются на возраст детей и их специфические черты. Кроме того, важно учитывать и способности ребенка. Нельзя требовать равноценных результатов от детей, имеющих разные возможности.

Выделяют три основные формы организации дошкольного труда:

  • Поручения – задания, предполагающие применение определенных трудовых знаний и навыков. Поручения носят разовый характер и даются эпизодически. В каждом поручении учитывается возраст ребенка, его индивидуальные способности и необходимость достижения определенных воспитательных задач. Поручения бывают разных видов и разной степени сложности. Они могут носить кратковременный и долговременный характер, даваться отдельному ребенку или группе, быть очень простыми, включать только одну операцию, требующую выполнения или сложными – содержать ряд операций, которые нужно выполнить для достижения результата.
  • Дежурства – трудовые обязанности детей, включающие работу ребенка, ориентированную на коллективное обслуживание. Дежурства носят регулярный, систематичный характер. Дети принимают участие в различных их разновидностях, что способствует формированию трудовой и коллективной ответственности, развивает желание заботиться и помогать людям, а также почувствовать свою важность и значимость своего труда.
  • Коллективный труд – сложные трудовые обязанности, возлагающиеся на детей, прошедших иные формы организации дошкольного труда. Здесь предполагается выполнение более сложных трудовых заданий, которые нужно выполнить за определенный временной промежуток, определенного темпа. В этом случае применяются общие трудовые задания с подведением итогов по их выполнению. Это позволяет воспитать положительные формы коммуникативных связей между детьми.

Разновидности дошкольной трудовой деятельности и условия их эффективного выполнения

На дошкольном этапе развития детям предлагается принятие участия в самых разнообразных видах труда. Каждая разновидность трудовой активности способствует мотивации трудовой активности и поддерживает интерес к трудовой деятельности.

Детям предлагаются различные задания по самообслуживанию – уходу за собой, принятие участия в хозяйственной деятельности и в быту – организация уборки, поддержание чистоты. Помимо этого, воспитателями организуются трудовые задания на природе – уход за растениями и животными, освоение навыков выращивания растений и ухода за животными, а также организуют ручной труд, необходимый для развития конструктивных навыков, ознакомления с техническими устройствами, материалами и инструментами, применяемыми в процессе работы.



Рисунок 1.

Чтобы трудовое воспитание приносило должные результаты, помогало достижению воспитательных задач , то организация трудовой деятельности дошкольников должна отвечать ряду условий:

  • В трудовую работу должен быть включен каждый ребенок, причем в систематическом порядке;
  • Трудовая нагрузка должна быть доступной для выполнения ребенка и соответствовать его возможностям;
  • Для трудовой деятельности должно подбираться необходимое оборудование;
  • В коллективе должна быть создана определенная обстановка, трудовая среда.



Рисунок 2.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :