Игра в музыкальном воспитании


Игра в музыкальном воспитании

Значение музыкальной игры в развитии ребёнка

Замечание 1

Современной педагогикой игра рассматривается в качестве ведущего вида деятельности детей в дошкольном возрасте, она также имеет значение и на более старших ступенях развития детей.

Игра оказывает влияние на разные аспекты развития ребёнка. Игра способствует развитию умений постановки цели и умений по реализации данной цели, в игре происходит развитие личностных качеств – инициативности, изобретательности, организаторских способностей, детьми активно осваивается социальный опыт.

Музыкальные игры направлены на внимательное слушание музыки, способствуют получению эмоционального и двигательного отклика, в музыкальной игре происходит освоение средств художественной выразительности (ритма, динамики, темпа, высоты); различая характер музыки, используя отдельные выразительные средства, дети в движении согласовывают их музыкой, постепенно развивается ощущение фразировки, такта, метроритма, интонации.

Задачи музыкальных игр

В образовательно-воспитательном процессе музыкальные игры обеспечивают решение ряда задач, которые могут быть разделены на группы:

  • коррекционные задачи;
  • оздоровительные задачи;
  • образовательные задачи;
  • воспитательные задачи;
  • развивающие задачи.

Посредством музыкальной игры обеспечивается решение коррекционных задач: у детей развивается слуховое, зрительное, тактильное восприятие, совершенствуется мимическая мускулатура, дыхательная система, артикуляционный аппарат, просодические компоненты речи (высота голоса, темп, ритм, динамика и т.д.), координационные способности, формируются выразительные средства (интонация, мимика, жесты, движения).

В музыкальной игре решается ряд оздоровительных задач: укрепляется сердечно-сосудистая, двигательная системы, костно-мышечный аппарат, развивается моторика – общая, мелкая, артикуляционная, развивается «мышечное чувство» (снятие эмоционального и физического напряжения), развивается быстрота двигательной реакции.

Важным является решение образовательных задач: в музыкальной игре детьми осваиваются речевые, певческие, двигательные навыки, развиваются музыкальные, творческие, коммуникативные способности, формируются умственные умения и действия.

В комплекс воспитательных задач включается воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры детей, воспитание эстетического отношения к окружающему миру, развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

Развивающие задачи включают: развитие познавательной активности, устойчивого интереса к совершению различных действий, саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.

Классификации музыкальных игр

В современных литературных источниках представлены различные классификации музыкальных игр, характеризующихся педагогической направленностью. Остановимся на некоторых из них.

Достаточно распространённой классификацией музыкальных игр в современной методике музыкального воспитания является деление их на три большие группы. Первую группу представляют игры, направленные на развитие основных свойств внимания – наблюдательности, длительности, устойчивости, переключения, распределения, быстроты реакции, фонематического и речевого слуха (игры «Ветерок», «Сделай наоборот», «Кто быстрее», «Весёлые лягушки» и др.). Ко второй группе относятся игры, основной задачей которых является развитие памяти детей (зрительной, двигательной, образно-слуховой, музыкальной); формирование процессов запоминания, сохранения и удержания в памяти информации, воспроизведения. К таковым играм относятся «Снежки», «Кошки и котята», «Повтори ритм» и др. Третью группу игр составляют игры направленные на развитие мышления, посредством их использования дети учатся сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д. К данному виду игр относятся: «найди свой цвет», «шаг и бег», «летает – не летает» и др.

Другой достаточно распространённой классификацией музыкальных игр является их деление в соответствии с формой проведения, по данному основанию возможно выделение следующих музыкальных игр:

  • статических (это игры в положении стоя или силы, способствуют развитию собранности, снятию мышечного напряжения, сохранению равновесия тела, быстрому выполнению двигательных действий без приложения физического усилия);
  • игр с движением (направлены на развитие волевой сферы, быстроты реакции на звуковые раздражители, формирование коммуникативных способностей);
  • речедвигательных игр (при их использовании происходит развитие вокально-слуховой и двигательно-слуховой координации, нормализация процессов, регулирующих темп и ритм);
  • игр-шуток (способствуют активизации слухового восприятия, формированию фонетического слуха, музыкально-слуховых представлений);
  • игр-песен (направлены на развитие функций голосообразования, развивают звукообразование, дикцию, дыхание);
  • артикуляционных игр (решают задачи укрепления мышц языка, губ, щёк, активизации подвижности челюстей);
  • игр-забав (развивают творческую активность, инициативу);
  • игр-загадок (способствуют развитию логического мышления, сообразительности);
  • ритмических игр (посредством данных игр усваивается музыкальная речь, развивается интонационная выразительность звуков, слогов, фраз, предложений в двигательных упражнениях под музыкальное сопровождение).

Организация музыкальных игр

Замечание 2

Для всех музыкальных игр, как и других видов игр, характерно наличие побудительных мотивов, определённых способов действий, игрового замысла, игрового материала, правил.

В организационном аспекте можно выделить три этапа.

Первый этап организации музыкальной игры направлен на создание мотивации игры, объясняются её правила, содержание, предусматривается освоение детьми игрового содержания. На втором этапе формируются двигательные, речевые, вокальные навыки. На третьем этапе автоматизируются и совершенствуются навыки, создаются условия для проявления самостоятельности детей.

Перед проведением музыкальной игры проводится планомерная и содержательная подготовительная работа, включающая использование подготовительных или вспомогательных упражнений, проводящихся изначально без музыкального сопровождения, а затем с музыкой. Целью упражнений является подготовка тела детей (рук, ног, головы, кистей, пальцев) к действиям, разогрев мышц, которые принимают участие в движениях.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :