Образовательная система России


Образовательная система России

Становление современной образовательной системы

Россия в конце ХХ - начале XXI столетия вступила в новый этап своего развития. Произошли серьезные перемены в ее общественно-политической жизни, в функционировании экономики, что влечёт за собой и необходимость изменений в системе образования.

Советский Союз долгое время был за «железным занавесом», и имевшаяся единая система образования в стране удовлетворяла потребностям экономики. С распадом СССР, открытием границ, переходом к рыночной экономике и включением России в глобальное экономическое пространство возникла необходимость интеграции и в единую мировую систему образования, ориентации на единые стандарты образования.

Переход к демократическому обществу расширил возможности педагогической деятельности. Появилась возможность выбора программ и методик обучения. В свою очередь, у учащихся и их родителей также появился выбор.

Реалии современной жизни требуют от человека принятия самостоятельных решений, и появляется образовательная задача – научить обучающихся самостоятельно мыслить, развить у них способность к этому. В процессе учебной деятельности теперь не педагог определяет цели и задачи урока, а сами учащиеся.

Новшества в системе образования затронули и форму проверки знаний:

  1. Вместо традиционных экзаменов учащиеся по окончании 9 лет обучения сдают экзамены в рамках ГИА (государственной итоговой аттестации) (в настоящее время – основной государственный экзамен (ОГЭ).
  2. Математика и русский язык являются обязательными для сдачи, остальные предметы сдаются по выбору экзаменуемых.
  3. По результатам ГИА учащиеся поступают в 10 класс или в учреждения среднего профессионального образования.
  4. После 11 лет обучения сдаётся ЕГЭ (единый государственный экзамен) Там также к обязательным предметам относятся математика и русский язык.
  5. Проверка результатов экзаменов независимыми экспертами даёт объективную оценку знаний учащихся. Система ЕГЭ даёт шанс по её результатам каждому выпускнику нашей страны обучаться в вузах по своему выбору, а также появилась возможность подать заявление в несколько мест одновременно и не на одну специальность.
Замечание 1

ЕГЭ имеет и свои недостатки, но, как и любое новшество, его система требует доработки и совершенствования.

Реформирование системы образования

Государство стало проявлять заботу о здоровье и физическом воспитании подрастающего поколения, так как проблема здоровья – это одна из глобальных проблем современного общества. В школе увеличивают количество часов на уроки физкультуры. Правда, из-за нехватки средств не во всех школах есть возможность оборудовать спортзалы необходимым инвентарём. Нет хороших пришкольных стадионов, где дети могли бы заниматься.

В период демократизации общества вместе с установлением свободы вероисповедания, восстановлением церквей, появился вопрос и о воспитании у подрастающего поколения уважительного отношения к религии. С этим было связано активное обсуждение вопроса о введении в школьную программу предмета религиозно-нравственной направленности.

Произошли изменения и в системе высшего образования, которые были связаны с введением двухуровневой системы обучения «бакалавриат – магистратура» (как следствие вступления России в Болонскую систему образования).

При этом предполагается, что дипломы бакалавра и магистра будут котироваться за границей и их не нужно будет подтверждать. Но это в свою очередь вызвало необходимость внесения значительных изменений в программы, которые у бакалавра рассчитаны на 4 года, а не на 5 (как у специалитета), а это всё делалось излишне поспешно, «на ходу», следствием чего, стало определенное снижение качества образования.

В 2010 году Россией была проведена реформа национальной системы образования, самым важным ее достижением стало введение бакалавриата и магистратуры.

В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому вступили в силу ФГОСы для высшего образования.

Главные изменения, касающиеся высшего образования в рамках этого закона:

  1. аспирантура – отдельный уровень высшего образования;
  2. законодательство предусматривает сетевое, дистанционное и электронное обучение, которые могут быть использованы на всех уровнях образования.
Замечание 2

Таким образом, в России система образования находится в стадии реформирования и коренных изменений, значение которых в полной мере будет осознано обществом еще не скоро.

Ежедневно происходит процесс развития всех четырех сфер жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. Для их развития необходимо совершенствоваться человеку. Люди должны сами решать различные глобальные вопросы, возникающие в процессе развития общества. Основной из движущих сил прогресса человеческой деятельности в любой области знаний является накопление и обобщение мирового опыта.

Сегодня образование играет очень важную роль, им нельзя пренебрегать или недооценивать, так как оно необходимо, как для самих людей, так и для развития стран. В современном обществе уже недостаточно просто получить высшее образование или закончить различные курсы, важным становится возможность уметь применять полученные знания на практике.

Стоит отметить, что в отечественной системе образования есть проблема, заключающаяся в низкой практической ориентации и перегруженности учебного материала фактологическими данными. В программе школьного обучения содержится слишком большое количество фактов, что ведет к перегрузке памяти учащихся, которая в свою очередь не ведет к приобретению ими навыков свободного переноса полученных знаний в бытовые ситуации. Из-за этого, задачи, требующие применения знакомой информации, в новых, близких к жизненным, условиях, вызывают у школьников определенные трудности.

Недостатки и преимущества образовательной системы

Можно выделить недостатки и достоинства образовательной системы России.

Недостатки образовательной системы России:

  1. Обучение проходит по большому количеству предметов;
  2. Низкое качество образования в некоторых общеобразовательных учебных заведениях;
  3. Проведение часто ненужного контроля знаний (после прохождения каждой темы);
  4. Разделение средних учебных заведений на общеобразовательные школы, гимназии и лицеи;
  5. Отсутствие в общеобразовательной школе профессионального обучения.

Преимущества образовательной системы России:

  1. Возможность уйти учиться в техникум или колледж после основного государственного экзамена (ОГЭ);
  2. ОГЭ и ЕГЭ представлены в тестовой форме, что дает возможности проверить всю полноту знаний учащихся.
  3. Наличие единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Подписание Россией Болонской декларации является одним из самых важных событий для системы образования в высших учебных заведениях.

Преимущества студентов из разных государств со сходными системами высшего образования заключаются в возможности :

  • стажироваться за рубежом;
  • успешно работать за границей;
  • не проходить дополнительные курсы для получения диплома, так как Болонский процесс позволяет котироваться дипломам, полученным в российских вузах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :