Образовательная система представляет собой комплекс образовательных процессов и инновационной деятельности, находящихся в тесной взаимосвязи, а также работе по управлению этими процессами, ориентированными на удовлетворение потребностей в образовательных услугах.
Образовательная система создается посредством изучения нужд каждого ребенка, анализируемых педагогами, социальными работниками, психологами, врачами. Любая образовательная система разрабатывается ориентируясь на конкретные социальные потребности и выполняет определенные социальные функции.
Замечание 1
Построение образовательных систем представляет собой сложный и многогранный процесс, состоящий из нескольких ступеней. Системы образования различаются по типам и видам образовательных заведений в системе государственного устройства и культурного развития.
Этапы проектирования образовательной системы
Формирование образовательной системы проходит в несколько этапов:
Рисунок 1. Этапы проектирования образовательной системы
- Исследовательский. На данном этапе проходят аналитические мероприятия по изучению текущего состояния системы образования и конкретизируется государственный заказ. Здесь создаются аналитико-прогностические документы.
- Стратегический. На этой стадии происходит формирование стратегии развития системы образования и разрабатывается модель будущей системы. Юридическую базу стратегии составляют законы и НПА, которые регулируют становление и развитие образовательной системы. Также, разрабатываются Федеральные целевые программы.
- Тактический. Здесь осуществляется проектирования системы образования. Разрабатываются планы и прогнозы развития системы. Юридическую базу составляют нормативные акты, которые регулируют и координируют функционирование образовательной системы. На этом этапе происходит разработка механизмов, приемов и определяются средства реализации плановых мероприятий. Также, проводится тестирование плановых проектов.
В основе проектирования в образовательной сфере лежат следующие концептуальные основы:
- Определение целей и задач проектирования, устройство объекта проектирования;
- Проектирование осуществляется на основании принципов, которые учитывают сложность организации образовательных систем и ее исключительные свойства.
Проекты образовательных систем составляются на основе принципа системности и принципа саморазвития. Образовательная система представляет собой единую структуру, состоящую из отдельных элементов, частей и подсистем, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. На этом базируется принцип системности.
Принцип саморазвития означает то, что система образования должна постоянно развиваться и преобразовываться. В сферу образования должны вводиться новшества, отвечающие реалиям социально-экономического развития, а плановые и проектные мероприятия должны корректироваться.
Стадии организации учебного процесса
Основой любой системы образования является образовательный процесс. Образовательный процесс включает в себя обучение, воспитание, преподавателей и обучающихся. Эти элементы являются взаимодействующими составными частями образовательного процесса, который также представляет собой систему. От качества образовательного процесса, его правильной организации зависит результативность функционирования системы образования в целом.
Организация образовательных процессов проходит в несколько этапов:
- Целеполагание. На данной стадии закладываются основные цели учебного процесса, которые должны быть достигнуты, после определенного периода обучения. Поставленные цели должны быть практико-ориентированными и диагностичными. Проще говоря, цели образовательного процесса, либо конкретного занятия должны выглядеть так: «Сформировать умение слушать…», «Решить проблему правильного действия в…». На этом этапе должны быть определены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. При этом задачи должны быть конкретизированы, т.е. поставлены с учетом особенностей ситуации, условий, отдельных обучающихся. Правильная и разумная постановка целей, делает возможным дальнейшее структурирование учебного материала.
- Планирования. Эта стадия предполагает проектировку учебного курса и разработку планов ведения учебного процесса. Для процесса обучения требуется материал, который должен быть подготовлен, систематизирован и разделен. Готовится информационные, практический и методический учебный материал. Информационный материал включает учебную литературу, пособия, журналы, книги. Практический материал включает оборудование для практических исследований – колбы, пробирки, телескопы, микроскопы и т.д. Методические материалы содержат, применяемые приемы и методы обучения, построения уроков, проведения аттестационных работ. На этапе планирования проводится также разработка приемов взаимодействия между участниками учебного процесса. Планирование может быть перспективным, текущим и оперативным.
- Реализация образовательного процесса. На этой стадии происходит реализация поставленных целей и задач на основе претворение в жизнь намеченных планов. Происходит объяснение нового материала, его закрепление, на основании имеющихся навыков и знаний, знания обобщаются и систематизируются, внедряются новые и применяются ранее существующие способы деятельности, проводится оценка и корректировка занятий.
- Мониторинг реализации учебного процесса. Этот этап применяется как для отдельного занятия, так и для оценки продуктивности образовательного процесса в целом. Анализ эффективности учебного процесса позволяет корректировать работу отдельного преподавателя и всего учебного заведения. Для отдельных педагогов проводится анализ их профессиональных качеств и умения грамотно и интересно преподнести информацию. Также, выявляется необходимость внесения изменений в организацию учебного процесса, пересмотр сроков проведения учебных работ и дополнительных мероприятий. На этой стадии можно выявить проблемные стороны на ранних этапах и устранить недостатки.