Если рассматривать образовательный процесс как систему, то она характеризуется, как постоянно развивающаяся и взаимодействующая структура организаций различных видов. В систему образования входят учреждения дошкольного образования, общего школьного, среднего профессионального, высшего и послевузовские учреждения – аспирантура, докторантура.
Образовательные системы имеют многовековую историю и бывают разных видов и типов, обусловленных социальными и экономическими моделями общественного устройства.
Назначение, задачи и функции образовательных систем зависят от конкретного исторического периода и роли образования в жизни общества на этом этапе.
Функция – это предназначение того или иного социального учреждения в государстве и обществе. Роль образования в современном мире велика. От развития этой системы зависит взаимодействие и взаимопроникновение культурных ценностей разных народов и общностей, В процессе современной глобализации, образование играет ведущую роль. Этот социальный институт определяет устройство социальных контактов и взаимоотношений между отдельными личностями и социальными общностями.
Среди ученых имеется множество различных точек зрения в отношении основ классификации функций образования. Многие научные деятели, выделяют такие функции образовательных систем, которые влияют на хозяйственные отношения в обществе, социальную сферу и религиозную направленность. В этом случае выделяют экономическую и социальную функции образования.
Другие ученые, в качестве базы для систематизации функций образования, отмечают воздействие социального института образования на становление личности. Последователем этой теории является Л. М. Коган, который выделяет такие образовательные функции:
К вышеперечисленным функциям, другими исследователями добавляется еще профессиональная функция, которая состоит в подготовке граждан к трудовой деятельности, политическая, связанная с усвоением политических основ и развитии аналитических способностей и идеологическая, проявляющаяся в приобщении к идейным взглядам и выработке своей индивидуальной жизненной позиции.
Основной классификацией образовательных функций является их подразделение на три основные группы:
С помощью системы образования в обществе производится социальный отбор. Этот отбор играет определяющую роль для экономики страны. Образовательный процесс сопряжен с выделением индивидов по своим способностям, умениям и талантам. Такие люди необходимы экономике для развития науки и совершенствовании производственных технологий. Система образования строится таким образом, что образовательные организации предоставляют разносторонние навыки и располагают возможностями для освоения большого количества профессий. Это приводит к занятию индивидом соответствующего места в системе разделения труда.
От уровня образованности общества зависит степень его развития. Продуктивность производственной сферы возрастает с ростом уровня образования. Образование способствует повышению эффективности и качества труда, рациональному распределению ресурсов и созданных благ, повышает качество жизни.
Система образования не стоит на месте. Она развивается и совершенствуется, а вместе с ней активизируются инновационные процессы в социальной и хозяйственной среде.
В условиях глобализации экономики и создания единого мирового рынка человеческие ресурсы выходят на первый план. Их нужно воспроизводить, развивать и совершенствовать. Эти ресурсы требует перераспределения, поскольку в одних отраслях производства наблюдается их избыток, а в других нехватка кадров. Учебные учреждения занимаются профориентацией среди учащихся и переподготовкой кадров.
В процессе образования люди приобщаются к социальным нормам и укладу, существующего общественного устройства. Образование прививает правовые нормы и политические ориентиры, знакомит со всеми возможностями хозяйственной жизни страны и мира и делает каждого гражданина полноценным членом социально-экономической жизни общества.
Образованность неразрывно связана с гуманностью личности. Чем выше уровень образования в обществе, тем меньше возникает конфликтов на национальной и расовой почве, поскольку в процессе образования человеку прививаются такие качества как терпимость, толерантность, уважение к другим членам общественной жизни.
Для того, чтобы процесс образования должным образом выполнял свои функции, необходимо заниматься повышением качества образования. Этого можно достичь несколькими пунктами: