Система образовательных учреждений


Система образовательных учреждений

Система образования в России насчитывает десятки тысяч учебно-воспитательных заведений разного уровня, профильной направленности, форм подчинения и собственности.

Отличительные особенности государственной образовательной системы в России следующие:

  1. выступает основой приумножения интеллектуального ресурса нации и создания условий для духовного самоутверждения личности;
  2. становится большим бизнесом, местом разработки новейших гуманитарных технологий, средством формирования знаний и умений, которые пользуются спросом на мировом рынке труда;
  3. рассматривается как инструмент создания гражданского общества.

Учреждения дошкольного образования

Определение 1

Дошкольное учебное учреждение – это типовое учреждение, обеспечивающее реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование.

В рамках институционального подхода, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» система дошкольных заведений предназначена для первичной социализации ребенка, обеспечения условий комплексного воспитания, социальной адаптации.

В системе дошкольного образования выделяют дошкольные учебные заведения разных форм собственности. Они могут быть: государственные, муниципальные и частные, в зависимости от этих дифференциальных признаков, существуют определенные особенности и различия в плане осуществления воспитательного процесса, в отношении персонала к своей работе, финансового обеспечения.

Кроме этого важным является территориальный аспект, согласно которому детские учреждения разделяют на такие виды, как, сельские, городские.

По этому признаку выделяются определенные особенности, касающиеся: географического расположения ДОУ и развития инфраструктуры, уровня профессиональной подготовки воспитателей, степени осведомленности и заинтересованности родителей и другие аспекты, которые имеют значительное влияние на формирование сознания ребенка и желаемых мотивов поведения.

Учреждения среднего образования

Определение 2

Учреждения среднего образования – это цельные социальные образования, которые имеют специальную структуру и выполняют специфические функции в обществе (обучение, воспитание и развитие личности).

Большая часть из них – общеобразовательные учебные заведения, которые осуществляют базовое (полное) среднее образование.

Общеобразовательное учебное заведение – это сложный механизм, в котором переплетены различные интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткие технологии и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

Сейчас идет интенсивное становление и развитие образовательных учреждений для реализации одаренности (школ-комплексов, лицеев, гимназий, авторских школ).

Гимназия – среднее общеобразовательное учебно-воспитательное заведение II-III степеней, которое обеспечивает научно-теоретическую, гуманитарную, общекультурную подготовку детей в соответствии с профилем (преимущественно гуманитарным, но существуют гимназии естественного и физико-математического направления).

Лицей – среднее общеобразовательное учебно-воспитательный заведение III степени, что обеспечивает получение образования сверх государственного образовательного минимума, осуществляет научно-практическую подготовку учащейся молодежи в соответствии с профилем (экономического, технического, правового, естественно-математического, спортивного и т.д. направления)

Авторская школа – оригинальная общепедагогическая, дидактическая, методическая или воспитательная система, проработанная с учетом достижений педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук, отечественного и зарубежного педагогического опыта, которая реализуется под руководством или при участии ее автора (авторов) по крайней мере в одном учебно-воспитательном учреждении.

Структура высшего и специального образования

В структуру высшего образования России входят:

  1. университеты (практически автономные во всех вопросах внутренней и внешней деятельности);
  2. политехнические и высшие технические университеты;
  3. медицинские академии;
  4. сельскохозяйственные академии;
  5. экономические академии;
  6. высшие педагогические школы;
  7. академии искусств (музыкальные, театральные, художественные, кино);
  8. академии физического воспитания;
  9. морские школы.

К неуниверситетскому уровню образования принадлежат многочисленные училища, техникумы, высшие профшколы с дипломами и сертификатами соответствующего уровня (техника, воспитателя дошкольных учреждений и др.).

Квалификации. Окончание общеобразовательной школы (11 лет обучения) предоставляет квалификацию «аттестат зрелости», профессионально-технической (12 лет обучения от его начала) – диплом техника или младшего специалиста. Оба дают право поступления в российские высшие учебные заведения. Старое пятилетнее высшее образование предоставляло только двойную по содержанию квалификацию «дипломированного специалиста», выше которой стояли степени (звания) кандидата и доктора наук.

Новая структура предполагает 4 уровня квалификации:

  1. бакалавр – срок обучения 4 года;
  2. магистр – срок обучения 5-6 лет;
  3. кандидат наук – приблизительный срок обучения 8-9 лет;
  4. доктор наук – обучение свыше 12 лет.

Учреждения высшего образования могут предлагать программы подготовки специалистов двух уровней: четыре года (специалист), пять (магистр).

МГУ

Рисунок 1. МГУ

Лучшие высшие учебные заведения страны: Московский государственный университет имени М. Ломоносова, Московский государственный университет международных отношений, Новосибирский технический университет и другие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :