Система образовательных ресурсов


Система образовательных ресурсов

Система образования не может нормально функционировать без специальных средств, обеспечивающих выполнение образовательных программ.

Определение 1

Образовательные ресурсы – это объекты человеческой деятельности и природные ресурсы, которые используются в образовательном процессе в качестве информационных источников и инструментов ведения педагогического процесса, для реализации поставленных образовательных и воспитательных задач.

Ресурсы образования являются важным элементом учебного процесса и могут функционировать только во взаимодействии с другими ресурсами и элементами педагогического процесса. Применяемые для обучения ресурсы обуславливаются целями, задачами и приемами учебного процесса и оказывают непосредственное воздействие на весь процесс обучения.

Использование тех или иных средств обучения в образовательном учреждении носит правовой характер. На законодательном уровне анализируется и устанавливается перечень необходимых и допустимых к использованию в учебном процессе средств.

Образовательные ресурсы направлены на развитие человеческого потенциала. Это значит, что с их помощью можно развивать и совершенствовать навыки и умения людей в определенной сфере деятельности.

Основные виды ресурсов образования

В систему образовательных ресурсов входят различные предметы, средства и приемы, знания и навыки, которые направлены на организацию эффективного функционирования учебного процесса.

Средства образования делятся на две основные группы:

  1. Материальные – физические предметы, применяемые для подробного изучения и конкретизации образовательного материала.
  2. Нематериальные – имеющиеся в голове преподавателя и учеников информационные данные и навыки, которые используются для приобретения новых знаний.

В зависимости от субъекта учебного процесса, ресурсы можно подразделить на средства учения – объекты, применяемые в образовательном процессе учащимися и средства преподавания – объекты, применяемые преподавателем в образовательном процессе.

Современные тенденции предлагают следующую классификацию образовательных ресурсов:

  • типографские материалы – учебная литература, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, журналы, атласы и карты, раздаточный материал;
  • цифровые образовательные ресурсы - мультимедийные учебники и иные материалы, сетевые образовательные средства, мультимедийные универсальные энциклопедии, учебные сайты;
  • аудиовизуальные – средства, направленные на восприятие информации органами слуха и зрения. Они являются одними из самых продуктивных средств обучения. К ним относятся: слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на электронных носителях;
  • наглядные плоскостные - различные плакаты, карты настенные, настенные изображения, магнитные доски;
  • демонстрационные - гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные;
  • образовательные приборы - компас, барометр, колбы, пробирки;
  • тренажёры и спортивное оборудование – объекты, используемые для физического воспитания и развития - автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи.

Наглядные средства обучения играют немаловажную роль в учебном процессе. Особенно проекционные материалы – кинофильмы, слайды, способны вызвать интерес обучающихся к исследуемому материалу. Объемные пособия – устройства, оборудование, модели, также могут привлечь внимание учащихся и тем самым, повысить эффективность усвоения учебной информации.

Принципы применения образовательных ресурсов

Замечание 1

Использование образовательного материала должно происходить комплексным образом. Как показывает практика, эффективность применения средств образования во взаимосвязи и взаимодействии значительно возрастает.

Образовательная среда разработана с учетом слияния всех областей образования. Выбор средств обучения и воспитания производится для тех видов деятельности, которые в большей мере реализуют решение развивающих задач и направлены на максимизацию физической активности обучающихся.

Все ресурсы образовательной системы используются на основании следующих принципов:

  • выбираются на основании анализа психологических и возрастных свойств учеников;
  • пропорциональное и четко слаженное применение разнообразных ресурсов: применение классических и новейших методик обучения, приемов влияние на эмоциональную и сознательную работу учеников, комплексное использование всех ресурсов для рационального восприятия информации;
  • взаимодействие ученика и преподавателя;
  • применение принципов дидактики – знания должны быть очевидными, наглядными, общедоступными;
  • обеспечение безопасности учебного процесса. Применяемое в процессе обучения оборудование должно отвечать требованиям гигиенической и санитарной безопасности;
  • средства обучения должны отвечать условиям образовательной среды и потребностям обучающихся;
  • ресурсов должно быть достаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование учебной деятельности;
  • обеспечение доступа к электронным ресурсам и базам данных;
  • создание обширного библиотечного фонда, который содержит всю необходимую учебную литературу и дополнительные материалы – художественная, научная и справочная литература, газеты и журналы.

Учебный процесс должен обеспечиваться необходимой литературой и материалами таким образом, чтобы ученики были обеспечены информацией, а преподаватели данными для обучения. Должны быть применены современные информационные технологии, электронные базы данных по литературе, открыт доступ к учебным цифровым данными иным интернет технологиям, используемым в сфере образования.

По учебным дисциплинам должно быть полное оснащение печатными и электронными материалами: учебниками, методичками, справочниками и другой литературой.

Учебное заведение должно быть снабжено материально-техническими материалами и хозяйственными ресурсами, которые нужны для организации учебного помещения и качественной подачи учебной информации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :