Система образования не может нормально функционировать без специальных средств, обеспечивающих выполнение образовательных программ.
Образовательные ресурсы – это объекты человеческой деятельности и природные ресурсы, которые используются в образовательном процессе в качестве информационных источников и инструментов ведения педагогического процесса, для реализации поставленных образовательных и воспитательных задач.
Ресурсы образования являются важным элементом учебного процесса и могут функционировать только во взаимодействии с другими ресурсами и элементами педагогического процесса. Применяемые для обучения ресурсы обуславливаются целями, задачами и приемами учебного процесса и оказывают непосредственное воздействие на весь процесс обучения.
Использование тех или иных средств обучения в образовательном учреждении носит правовой характер. На законодательном уровне анализируется и устанавливается перечень необходимых и допустимых к использованию в учебном процессе средств.
Образовательные ресурсы направлены на развитие человеческого потенциала. Это значит, что с их помощью можно развивать и совершенствовать навыки и умения людей в определенной сфере деятельности.
В систему образовательных ресурсов входят различные предметы, средства и приемы, знания и навыки, которые направлены на организацию эффективного функционирования учебного процесса.
Средства образования делятся на две основные группы:
В зависимости от субъекта учебного процесса, ресурсы можно подразделить на средства учения – объекты, применяемые в образовательном процессе учащимися и средства преподавания – объекты, применяемые преподавателем в образовательном процессе.
Современные тенденции предлагают следующую классификацию образовательных ресурсов:
Наглядные средства обучения играют немаловажную роль в учебном процессе. Особенно проекционные материалы – кинофильмы, слайды, способны вызвать интерес обучающихся к исследуемому материалу. Объемные пособия – устройства, оборудование, модели, также могут привлечь внимание учащихся и тем самым, повысить эффективность усвоения учебной информации.
Использование образовательного материала должно происходить комплексным образом. Как показывает практика, эффективность применения средств образования во взаимосвязи и взаимодействии значительно возрастает.
Образовательная среда разработана с учетом слияния всех областей образования. Выбор средств обучения и воспитания производится для тех видов деятельности, которые в большей мере реализуют решение развивающих задач и направлены на максимизацию физической активности обучающихся.
Все ресурсы образовательной системы используются на основании следующих принципов:
Учебный процесс должен обеспечиваться необходимой литературой и материалами таким образом, чтобы ученики были обеспечены информацией, а преподаватели данными для обучения. Должны быть применены современные информационные технологии, электронные базы данных по литературе, открыт доступ к учебным цифровым данными иным интернет технологиям, используемым в сфере образования.
По учебным дисциплинам должно быть полное оснащение печатными и электронными материалами: учебниками, методичками, справочниками и другой литературой.
Учебное заведение должно быть снабжено материально-техническими материалами и хозяйственными ресурсами, которые нужны для организации учебного помещения и качественной подачи учебной информации.