Система образования и образовательная система


Система образования и образовательная система

Понятие и элементы системы образования

Определение 1

Система (от греческого systema – целое, составленное из частей, объединение) – совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие.

В соответствии с характером элементов и структуры выделяют системы:

  • по количеству элементов – простые и сложные;
  • по характеру связей – динамические и статические.

Понятие «система», наряду с другими методологическими подходами составляет основу изучения проблем образования, обучения, воспитания, развития, профессионального совершенствования человека, а также проблем управления и др. Образование является системой целостной, социальной, для изучения которой необходимо применять системный подход.

Решение всего комплекса сложных задач, стоящих перед системой образования в России, и достижение ею поставленных целей невозможно на основе традиционной парадигмы образования. Последняя базируется на нормах классической науки и рассматривает систему образования как линейную, обратную и равновесную, тем самым фактически обрекает ее на однозначность путей развития и отрицает природное саморазвитие системы. В современных условиях с завершением перехода многих научных фундаментальных дисциплин к изучению нового типа объектов – нелинейных систем, самоорганизующиеся и развивающихся кардинального изменения требует и парадигма образования.

Замечание 1

Система образования в разных соотношениях может включать следующие элементы: образовательные звенья, образовательные учреждения, системы обучения и воспитания, методической и научной работы, финансирование, кадровое обеспечение, управление и тому подобное.

Образование как открытая система:

  1. является сложно организованной системой;
  2. является системой самоорганизующейся;
  3. является системой нелинейной, зависит от внешней среды и поэтому имеет большое количество путей эволюции, часто альтернативных;
  4. является нестабильной системой, то есть в середине ее постоянно происходят движения, которые обеспечивают неравновесность системы, ее динамичное развитие, самоорганизацию через неустойчивость, бифуркации, случайность.

Систему образования необходимо рассматривать с точки зрения синергетической методологии. Система образования, все ее подсистемы и субъекты – это лица, которые учатся и обучают, – развиваются благодаря действиям, которые выходят из их собственных форм, тенденций, законов. Поэтому процесс образования основывается на стимулировании самообразования, саморазвития и самореализации личности.

Образовательные системы это системы, главной целью которых является стимулирующая деятельность по отношению к личности ученика, студента, слушателя и др.

Замечание 2

Стимулирующее влияние возможно благодаря управлению, которое направлено на саморазвитие системы и которое учитывает внутренние тенденции и условия окружающей среды.

Сущность такого управления основывается на таких принципиальных положениях:

  • управление системой должно идти от будущего (возможного) состояния системы, объекта;
  • в процессе управления необходимо создавать условия для резонансного возбуждения среды, что приведет к образованию соответствующего состояния системы;
  • небольшие возмущения при определенных условиях могут приобретать для системы колоссальные последствия.

Итак, управление следует рассматривать как инициирующее возбуждение среды субъектом и следующую самодостройку структуры (системы) в соответствии с внутренними потенциями среды в направлении одного из аттракторов базисных макросоциальными состояний.

Изменение – это переход, превращение чего-либо (первичного состояния, движения, свойства и др.) во что-то качественно новое. В основе изменений системы всегда есть будущее, то есть другое, качественно новое состояние (структура, организация). Для открытой нелинейной системы изменение является нормальным состоянием.

Сущность и факторы развития образовательной системы

Систематический переход социально-педагогической системы в качественно новое состояние это длительный процесс, в ходе которого, в результате взаимодействия различных факторов (экономических, политических, социальных, культурных и др.) происходят качественные изменения в системе образования. Образовательная система конкретизируется понятием «развитие» (необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему).

Образование является достаточно консервативной средой, она неизменно стремится к сохранению своего «status quo» в постоянно изменяющейся среде. На его сохранения нацелены подготовка учителей, организация деятельности учебных заведений, образовательная иерархия, отношение к образованию тех, кто принимает политические решения и тому подобное.

Но развитие образования невозможно при сохранении «status quo». Изменения – это реальная жизнь и будущее образования и образовательных организаций. Для проведения изменений необходимо, чтобы система образования развивала свою способность к реагированию на факторы изменений (внешние, внутренние, внутриорганизационные).

Внешние факторы возникают во внешней по отношению к сфере образования среде (экономические, социально-психологические, политические, культурные, информационные, технологические и т.д.).

Внутренними факторами развития системы образования являются:

  1. нормативно-правовое обеспечение функционирования системы образования;
  2. государственная (региональная) образовательная система;
  3. научно-методическое обеспечение;
  4. финансово-экономическое обеспечение,
  5. материально-техническое и кадровое обеспечение системы образования;
  6. зарубежный и отечественный образовательный опыт;
  7. структура системы управления образованием и тому подобное.

Внутриорганизационные факторы изменений характерны для образовательной организации, но в более широком измерении имеют существенное влияние на всю систему образования. Это, в частности, наличие моральной (общественно и личностно значимой) цели образования, владение педагогическими работниками и управленцами сферы образования способностями, служащие основой для развития способности к изменениям: создание личного видения, поиск, мастерство и сотрудничество тому подобное.

Нововведения и изменения в организации обеспечиваются путем распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, координации функционирования организации, предсказания будущих изменений в деятельности. Стратегия организации постоянно развивается и состоит из запланированных действий (направленная стратегия) и адаптивной реакции на изменение ситуации.

По содержанию различают:

  • Профессиональные стратегии изменений – выбранное направление развития организации, которое зависит от обучения, деятельности и норм поведения, ведущие к обязательным изменениям в профессиональной практике.
  • Культурные стратегии изменений – стратегии, которые сосредотачиваются на учебном сообществе с уникальной культурой, которая побуждает участников организации к изменениям, вследствие чего улучшается управленческий процесс.
  • Демократические стратегии изменений основываются на обязательствах перед демократическими общественными соглашениями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :