Система (от греческого systema – целое, составленное из частей, объединение) – совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие.
В соответствии с характером элементов и структуры выделяют системы:
Понятие «система», наряду с другими методологическими подходами составляет основу изучения проблем образования, обучения, воспитания, развития, профессионального совершенствования человека, а также проблем управления и др. Образование является системой целостной, социальной, для изучения которой необходимо применять системный подход.
Решение всего комплекса сложных задач, стоящих перед системой образования в России, и достижение ею поставленных целей невозможно на основе традиционной парадигмы образования. Последняя базируется на нормах классической науки и рассматривает систему образования как линейную, обратную и равновесную, тем самым фактически обрекает ее на однозначность путей развития и отрицает природное саморазвитие системы. В современных условиях с завершением перехода многих научных фундаментальных дисциплин к изучению нового типа объектов – нелинейных систем, самоорганизующиеся и развивающихся кардинального изменения требует и парадигма образования.
Система образования в разных соотношениях может включать следующие элементы: образовательные звенья, образовательные учреждения, системы обучения и воспитания, методической и научной работы, финансирование, кадровое обеспечение, управление и тому подобное.
Образование как открытая система:
Систему образования необходимо рассматривать с точки зрения синергетической методологии. Система образования, все ее подсистемы и субъекты – это лица, которые учатся и обучают, – развиваются благодаря действиям, которые выходят из их собственных форм, тенденций, законов. Поэтому процесс образования основывается на стимулировании самообразования, саморазвития и самореализации личности.
Образовательные системы это системы, главной целью которых является стимулирующая деятельность по отношению к личности ученика, студента, слушателя и др.
Стимулирующее влияние возможно благодаря управлению, которое направлено на саморазвитие системы и которое учитывает внутренние тенденции и условия окружающей среды.
Сущность такого управления основывается на таких принципиальных положениях:
Итак, управление следует рассматривать как инициирующее возбуждение среды субъектом и следующую самодостройку структуры (системы) в соответствии с внутренними потенциями среды в направлении одного из аттракторов базисных макросоциальными состояний.
Изменение – это переход, превращение чего-либо (первичного состояния, движения, свойства и др.) во что-то качественно новое. В основе изменений системы всегда есть будущее, то есть другое, качественно новое состояние (структура, организация). Для открытой нелинейной системы изменение является нормальным состоянием.
Систематический переход социально-педагогической системы в качественно новое состояние это длительный процесс, в ходе которого, в результате взаимодействия различных факторов (экономических, политических, социальных, культурных и др.) происходят качественные изменения в системе образования. Образовательная система конкретизируется понятием «развитие» (необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему).
Образование является достаточно консервативной средой, она неизменно стремится к сохранению своего «status quo» в постоянно изменяющейся среде. На его сохранения нацелены подготовка учителей, организация деятельности учебных заведений, образовательная иерархия, отношение к образованию тех, кто принимает политические решения и тому подобное.
Но развитие образования невозможно при сохранении «status quo». Изменения – это реальная жизнь и будущее образования и образовательных организаций. Для проведения изменений необходимо, чтобы система образования развивала свою способность к реагированию на факторы изменений (внешние, внутренние, внутриорганизационные).
Внешние факторы возникают во внешней по отношению к сфере образования среде (экономические, социально-психологические, политические, культурные, информационные, технологические и т.д.).
Внутренними факторами развития системы образования являются:
Внутриорганизационные факторы изменений характерны для образовательной организации, но в более широком измерении имеют существенное влияние на всю систему образования. Это, в частности, наличие моральной (общественно и личностно значимой) цели образования, владение педагогическими работниками и управленцами сферы образования способностями, служащие основой для развития способности к изменениям: создание личного видения, поиск, мастерство и сотрудничество тому подобное.
Нововведения и изменения в организации обеспечиваются путем распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, координации функционирования организации, предсказания будущих изменений в деятельности. Стратегия организации постоянно развивается и состоит из запланированных действий (направленная стратегия) и адаптивной реакции на изменение ситуации.
По содержанию различают: