Образование – важная составная часть социальной сферы государства. От развития образования зависит эффективность функционирования производственных процессов и технического развития, поскольку образование обеспечивает выработку навыков и умений, получение знаний, которые применяются в профессиональной деятельности.
Система образования должна изменяться и развиваться в соответствии с тенденциями экономического развития. Это позволит занять стране передовые позиции в мире. Преобразования в образовательной сфере требуют внедрения новых способов управления и методов обучения.
Тенденции общественного развития создают условия, требующие обязательного приспособления образовательных программ к меняющейся среде. Текущее содержание программ образования должно отвечать современным потребностям общества, политическому и социальному развитию, новым экономическим реалиям.
Нынешняя система образования требует привлечения дополнительных источников финансирования, как со стороны государства, так и от сторонних инвесторов. Должна быть разработана эффективная система управления и регулирования образовательных процессов на уровне общества.
Экономическая перестройка, развитие рыночных отношений, процессы капитализации, социальная направленность во всех областях жизнедеятельности, расширение количества образовательных институтов негосударственного финансирования, большая автономность учебных заведений создали условия для изменения юридической базы, регулирующей содержание образовательных процессов. Первым шагом в части реформирования правовых основ образовательной системы, стало принятие ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в 1996 году.
Принятие закона послужило толчком к началу реформирования и обратило внимание на проблемы в образовательной сфере страны политических и государственных лиц. Затем, были приняты еще несколько законов и НПА, направленные на преобразование образовательной системы.
Основным направлением реформирования системы образования России является приведение ее в соответствие с международными стандартами. Процессы модернизации охватывают как содержание образовательного процесса, методы и приемы обучения, порядок ведения учебного процесса, управленческие и контрольные функции в образовательной сфере, так и приведение юридической базы, регламентирующей функционирование образовательной системы в соответствие международному законодательству.
Процессы реформирования происходят уже несколько лет и преобразования не заканчиваются. Это обусловлено тем, что мониторинг результативности реформ является неудовлетворительным.
В течение ряда последних лет происходит целенаправленное изменение содержания образовательного процесса. Главным фактором, на который нацелены реформы –применение опыта развитых стран и его адаптация под национальные особенности страны.
Применение научных знаний в практической деятельности обучающихся – значимая проблема в образовательной сфере России. Это обуславливает необходимость продолжения реформ в системе образования.
Первоочередной задачей государства является образование и претворение в практику новых взаимоотношений в сфере образования. Основным направлением должно стать создание свободной личности, делающей самостоятельный и осознанный выбор в части своего обучения.
Если ранее, образовательная система России считалась одной из самых эффективных, специалисты были востребованы практически во всех странах мира, то сейчас ее эффективность снизилась. Это обусловлено быстро меняющимися условиями социально-экономического развития. Научно – технический прогресс в современном мире происходит слишком скоро, так что система образования просто не успевает быстро реагировать и перестроиться. Требования к образованию возрастают, а ресурсы для их осуществления не удается отыскать мгновенно.
Поэтому, необходимо направить силы и ресурсы на повышение квалификации преподавателей, изменение содержания образования и образовательной среды. Для этих целей требуются комплексные преобразования.
Модернизация образовательной системы должна проходить в условиях пристального внимания к развитию личности, ее потребностей, соответствию научному прогрессу и экономическому уровню развития.
Преобразования в образовательной сфере направлены на:
Реализация этих направлений требует активного участия государства и привлечения сторонних организаций. Реформирование является длительным и сложным процессом, затрагивающим все сферы общества. Причем преобразования не могут быть проведены единожды. Корректировки должны вносится в систему постоянно, чтобы обеспечить ее совершенное функционирование.
В 2018 году уже были введены некоторые новшества, направленные на разрешение основных проблем системы образования.
В школьную программу был введен предмет Астрономия и уроки шахмат в качестве дополнительного образования для младших школьников.
В педагогических университетах была введена новая специальность – основы дефектологии. Дефектологи являются востребованными кадрами не только в образовательной области, но в социальной сфере, а также медицинских организациях.
Большой проблемой для развития региональной экономики, стал отток абитуриентов для обучения в престижных вузах крупных городов. Поэтому было решено создать опорные вузы, которые нацелены на сохранение талантливых студентов в регионе и повышение уровня экономического развития субъекта федерации.
Для повышения доступности образования, планируется: