Реформы образовательной системы


Реформы образовательной системы

Предпосылки преобразований образовательной системы России

Образование – важная составная часть социальной сферы государства. От развития образования зависит эффективность функционирования производственных процессов и технического развития, поскольку образование обеспечивает выработку навыков и умений, получение знаний, которые применяются в профессиональной деятельности.

Замечание 1

Система образования должна изменяться и развиваться в соответствии с тенденциями экономического развития. Это позволит занять стране передовые позиции в мире. Преобразования в образовательной сфере требуют внедрения новых способов управления и методов обучения.

Тенденции общественного развития создают условия, требующие обязательного приспособления образовательных программ к меняющейся среде. Текущее содержание программ образования должно отвечать современным потребностям общества, политическому и социальному развитию, новым экономическим реалиям.

Нынешняя система образования требует привлечения дополнительных источников финансирования, как со стороны государства, так и от сторонних инвесторов. Должна быть разработана эффективная система управления и регулирования образовательных процессов на уровне общества.

Экономическая перестройка, развитие рыночных отношений, процессы капитализации, социальная направленность во всех областях жизнедеятельности, расширение количества образовательных институтов негосударственного финансирования, большая автономность учебных заведений создали условия для изменения юридической базы, регулирующей содержание образовательных процессов. Первым шагом в части реформирования правовых основ образовательной системы, стало принятие ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в 1996 году.

Принятие закона послужило толчком к началу реформирования и обратило внимание на проблемы в образовательной сфере страны политических и государственных лиц. Затем, были приняты еще несколько законов и НПА, направленные на преобразование образовательной системы.

Основным направлением реформирования системы образования России является приведение ее в соответствие с международными стандартами. Процессы модернизации охватывают как содержание образовательного процесса, методы и приемы обучения, порядок ведения учебного процесса, управленческие и контрольные функции в образовательной сфере, так и приведение юридической базы, регламентирующей функционирование образовательной системы в соответствие международному законодательству.

Процессы реформирования происходят уже несколько лет и преобразования не заканчиваются. Это обусловлено тем, что мониторинг результативности реформ является неудовлетворительным.

В течение ряда последних лет происходит целенаправленное изменение содержания образовательного процесса. Главным фактором, на который нацелены реформы –применение опыта развитых стран и его адаптация под национальные особенности страны.

Применение научных знаний в практической деятельности обучающихся – значимая проблема в образовательной сфере России. Это обуславливает необходимость продолжения реформ в системе образования.

Первоочередной задачей государства является образование и претворение в практику новых взаимоотношений в сфере образования. Основным направлением должно стать создание свободной личности, делающей самостоятельный и осознанный выбор в части своего обучения.

Если ранее, образовательная система России считалась одной из самых эффективных, специалисты были востребованы практически во всех странах мира, то сейчас ее эффективность снизилась. Это обусловлено быстро меняющимися условиями социально-экономического развития. Научно – технический прогресс в современном мире происходит слишком скоро, так что система образования просто не успевает быстро реагировать и перестроиться. Требования к образованию возрастают, а ресурсы для их осуществления не удается отыскать мгновенно.

Поэтому, необходимо направить силы и ресурсы на повышение квалификации преподавателей, изменение содержания образования и образовательной среды. Для этих целей требуются комплексные преобразования.

Основные направления реформирования образовательной системы России на современном этапе

Модернизация образовательной системы должна проходить в условиях пристального внимания к развитию личности, ее потребностей, соответствию научному прогрессу и экономическому уровню развития.

Преобразования в образовательной сфере направлены на:

  • Возрождение авторитетности образования;
  • Интегрирование частных наук;
  • Развитие и совершенствование человеческой личности;
  • Обеспечение необходимой среды в образовательной сфере, для достижения основных целей системы;
  • Ориентацию на технологическое развитие общества;
  • Усиление демократизации и демилитаризации;
  • Подготовку высококвалифицированных кадров, соответствующих потребностям рыночной экономики;
  • Борьбу с технократическими маневрами;
  • Соответствие главным национальным задачам и интересам государства;
  • Создание условий для нормального и свободного развития личности;
  • Усвоение нравственных, моральных и культурных ценностей;
  • Выпуск специалистов, востребованных на рынке труда как внутри страны, так и на мировом рынке;
  • Развитие интеллектуальных способностей нации.

Реализация этих направлений требует активного участия государства и привлечения сторонних организаций. Реформирование является длительным и сложным процессом, затрагивающим все сферы общества. Причем преобразования не могут быть проведены единожды. Корректировки должны вносится в систему постоянно, чтобы обеспечить ее совершенное функционирование.

В 2018 году уже были введены некоторые новшества, направленные на разрешение основных проблем системы образования.

В школьную программу был введен предмет Астрономия и уроки шахмат в качестве дополнительного образования для младших школьников.

В педагогических университетах была введена новая специальность – основы дефектологии. Дефектологи являются востребованными кадрами не только в образовательной области, но в социальной сфере, а также медицинских организациях.

Большой проблемой для развития региональной экономики, стал отток абитуриентов для обучения в престижных вузах крупных городов. Поэтому было решено создать опорные вузы, которые нацелены на сохранение талантливых студентов в регионе и повышение уровня экономического развития субъекта федерации.

Для повышения доступности образования, планируется:

  • снова ввести программу льготного кредитования образования;
  • разработать систему поддержки малоимущих граждан, спонсирующую обучение в высших учебных заведениях особо нуждающихся граждан.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :