Процесс взаимодействия в образовательной системе


Процесс взаимодействия в образовательной системе

В процессе обучения возникает общение и сотрудничество между преподавателями и учениками, между обучающимися и между педагогами. Их взаимодействие имеет различную природу и характеризуется разными специфическими особенностями. Оно входит в систему взаимодействия в учебном процессе, который исполняется внутри образовательной системы.

Образовательная система имеет сложное устройство. В нее входит множество элементов и подсистем, которые характеризуются непрерывными взаимосвязями внутри каждой из них и между собой. Взаимодействие внутри подсистемы зависит от конкретной ситуации, имеет определенный стиль и различается результатами.

Замечание 1

Взаимодействие в образовательном процессе выражается в совместных действиях, ориентированных на достижения единой цели и задач, и общении между взаимодействующими сторонами.

Помимо этого, происходит взаимодействие между подсистемой и внешней средой. Это могут быть отношения с родителями учеников, с сторонними организациями, принимающими участие в организации образовательного процесса. Взаимодействия отражаются на характере учебной деятельности.

Система взаимоотношений участников образовательного процесса

Рисунок 1. Система взаимоотношений участников образовательного процесса

Виды взаимодействия в процессе обучения

Взаимодействие состоит из совокупности действий, совершаемых участниками образовательного процесса и системы в целом. Действия имеют такую структуру:

  1. Субъект действия – участник взаимоотношений, совершающий определенные действия.
  2. Объект действия – субъект, на которого направлено действие.
  3. Инструментарий действий - приемы и способы осуществления действий.
  4. Результат действия.
  5. Результативность действия – эффективность действий в достижении поставленных целей.

В процессе обучения, складываются взаимодействия между преподавателями и обучающимися, между педагогами, между учениками, между родителями и детьми, между родителями и преподавателями, между преподавателями и руководством образовательного заведения.

Виды взаимодействия отличаются возможностями и результативностью. Взаимодействие в учебном процессе нацелено на реализацию образовательных и воспитательных функций, а также развития личности. Взаимодействие оказывает влияние на формирование интереса к учебной деятельности и мотивирует к трудовой деятельности педагогов и обучающихся. На основании тесного сотрудничества происходит предотвращение конфликтных ситуаций, регулирование направлений деятельности, укрепление связей внутри коллектива.

Замечание 2

Прочность взаимодействия между основными участниками учебного процесса – педагогом и учеником, зависит от установления психологического контакта между ними.

Контакт складывается при одинаковом психическом состоянии людей, если между ними имеется взаимопонимание, доверию, общие интересы и стремление к достижению единой цели. При образовании психологического контакта, происходит проявление личных качеств каждого субъекта, а факт установления контакта приводит к эмоциональному удовлетворению субъектов. Установление контакта обусловлено работой его внутренних рычагов – эмоционального и интеллектуального сопереживания и содействия.

Эмоциональное сопереживание субъектов образовательной системы является одновременно и основным и побочным механизмом контакта. Зависит оно от специфических характеристик субъектов, важности цели взаимодействия, принятие субъектами нужности этого взаимодействия.

Интеллектуальное сопереживание или мыслительное содействие играет важную роль при установление психологического контакта. Оно базируется на участии субъектов в единой деятельности, ориентированной на разрешение одной и той же ситуации и общих мыслительных задач. Такой способ взаимодействия базируется на совместной деятельности педагога и обучающегося.

Контакт возникает также на основе уважительного отношения между субъектами, терпимости, взаимопонимания.

Взаимодействие в образовательном процессе возникает при активной, осознанной и целенаправленной деятельности субъект, согласованность действий которых конкретизируется психологическим состоянием контакта.

Механизмы воздействия

В процессе взаимодействия используются методы воздействия – психологические механизмы влияния. К ним относятся:

  • Убеждение – воздействие на человеческий разум, имеющее определенное обоснование. Оно применяется, если требуется изменить взгляды и ориентиры человека, чтобы он принял иную точку зрения и следовал ею в своей жизнедеятельности. Здесь следует отметить, что эффективность убеждения зависит от степени заинтересованности человека, которого убеждают в чем – либо. Убеждение будет иметь положительный результат, если человек пытается осознать и разобраться в преподносимой им информации, провести анализ доводов и выводов. При соответствии доводов выводам и наличии жизненных обстоятельств, подтверждающих правдивость выводов, человек может согласиться и тогда метод убеждения окажется продуктивным;
  • Внушение - воздействие на человеческий разум, базирующееся на неосознанном восприятии данных. В этом случае происходит констатация фактов, без приведения логичных доводов. Поэтому, преподносимая информация может только восприниматься, не подвергаясь анализу. Внушение ориентировано на готовность человека получить приказ и следовать ему. Логика, сознания, мысли здесь не играют роли. Они отключаются;

Модель психологического внушения

Рисунок 2. Модель психологического внушения

  • Инфицирование – воздействие на чувственную и эмоциональную сторону личности. Как правило, оно реализуется в группе людей, которые контактируют друг с другом и оказываются бессознательно подверженными влиянию одного человека на другого. Это происходит как через психологический настрой, так и через прямой контакт между людьми;
  • Подражание – следование поведению, которое принято в обществе, присуще другим людям. Копирование действий другого субъекта образовательной среды может происходить как на сознательном уровне, так и неосознанно.

Как правило, эти механизмы применяются для воздействия на обучающихся. При этом, образовательная деятельность является двусторонним процессом. Педагоги должны применять в процессе обучения различные методики и инструменты, чтобы заинтересовать обучающихся в совместной деятельности. Обучающиеся должны вырабатывать в себе навыки взаимодействия, работы в команде и развивать коммуникативные способности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :