В процессе обучения возникает общение и сотрудничество между преподавателями и учениками, между обучающимися и между педагогами. Их взаимодействие имеет различную природу и характеризуется разными специфическими особенностями. Оно входит в систему взаимодействия в учебном процессе, который исполняется внутри образовательной системы.
Образовательная система имеет сложное устройство. В нее входит множество элементов и подсистем, которые характеризуются непрерывными взаимосвязями внутри каждой из них и между собой. Взаимодействие внутри подсистемы зависит от конкретной ситуации, имеет определенный стиль и различается результатами.
Взаимодействие в образовательном процессе выражается в совместных действиях, ориентированных на достижения единой цели и задач, и общении между взаимодействующими сторонами.
Помимо этого, происходит взаимодействие между подсистемой и внешней средой. Это могут быть отношения с родителями учеников, с сторонними организациями, принимающими участие в организации образовательного процесса. Взаимодействия отражаются на характере учебной деятельности.
Рисунок 1. Система взаимоотношений участников образовательного процесса
Взаимодействие состоит из совокупности действий, совершаемых участниками образовательного процесса и системы в целом. Действия имеют такую структуру:
В процессе обучения, складываются взаимодействия между преподавателями и обучающимися, между педагогами, между учениками, между родителями и детьми, между родителями и преподавателями, между преподавателями и руководством образовательного заведения.
Виды взаимодействия отличаются возможностями и результативностью. Взаимодействие в учебном процессе нацелено на реализацию образовательных и воспитательных функций, а также развития личности. Взаимодействие оказывает влияние на формирование интереса к учебной деятельности и мотивирует к трудовой деятельности педагогов и обучающихся. На основании тесного сотрудничества происходит предотвращение конфликтных ситуаций, регулирование направлений деятельности, укрепление связей внутри коллектива.
Прочность взаимодействия между основными участниками учебного процесса – педагогом и учеником, зависит от установления психологического контакта между ними.
Контакт складывается при одинаковом психическом состоянии людей, если между ними имеется взаимопонимание, доверию, общие интересы и стремление к достижению единой цели. При образовании психологического контакта, происходит проявление личных качеств каждого субъекта, а факт установления контакта приводит к эмоциональному удовлетворению субъектов. Установление контакта обусловлено работой его внутренних рычагов – эмоционального и интеллектуального сопереживания и содействия.
Эмоциональное сопереживание субъектов образовательной системы является одновременно и основным и побочным механизмом контакта. Зависит оно от специфических характеристик субъектов, важности цели взаимодействия, принятие субъектами нужности этого взаимодействия.
Интеллектуальное сопереживание или мыслительное содействие играет важную роль при установление психологического контакта. Оно базируется на участии субъектов в единой деятельности, ориентированной на разрешение одной и той же ситуации и общих мыслительных задач. Такой способ взаимодействия базируется на совместной деятельности педагога и обучающегося.
Контакт возникает также на основе уважительного отношения между субъектами, терпимости, взаимопонимания.
Взаимодействие в образовательном процессе возникает при активной, осознанной и целенаправленной деятельности субъект, согласованность действий которых конкретизируется психологическим состоянием контакта.
В процессе взаимодействия используются методы воздействия – психологические механизмы влияния. К ним относятся:
Рисунок 2. Модель психологического внушения
Как правило, эти механизмы применяются для воздействия на обучающихся. При этом, образовательная деятельность является двусторонним процессом. Педагоги должны применять в процессе обучения различные методики и инструменты, чтобы заинтересовать обучающихся в совместной деятельности. Обучающиеся должны вырабатывать в себе навыки взаимодействия, работы в команде и развивать коммуникативные способности.