Все виды деятельности сопряжены с планирование. Оно является основой становления и развития любой системы. От планирования зависит эффективное функционирование системы, качество деятельности и возможность реализации, поставленных целей и задач.
Планирование образовательной системы позволяет ликвидировать возможные угрозы и благотворно влияет на развитие всех элементов системы.
Планирование современной образовательной системы ориентируется на достижение социального партнерства и является открытым, поскольку это способствует привлечению дополнительных ресурсов в образовательную сферу и оказанию поддержки Правительством и сторонними структурами.
Образовательная система состоит из совокупности элементов, действие которых нацелено на реализацию образовательного процесса страны. Планирование охватывает систему в целом и каждый элемент в отдельности. Разрабатывается стратегия развития каждого образовательного учреждения. Стратегия предполагает функционирование организации, направленное на достижение долгосрочных целей, путем выполнения определенных действий. Стратегия связана с внедрением новшеств в образовательный процесс.
Планирование проходит в два основных этапа:
- Стратегическое планирование – выработка стратегии развития образовательной системы.
- Оперативное планирование – разработка тактики выполнения выбранной стратегии.
Рисунок 1. Тактика и стратегия
Замечание 1
Стратегия должна учитывать реальные возможности образовательной структуры, которые зависят как от внутренних, так и от внешних факторов и обстоятельств.
Стратегия и тактика планирования разрабатываются на основании принципов, целей и задач планирования.
Рисунок 2. Планирование стратегии
Принципы планирования
Основополагающими принципами планирования являются:
- Принцип единства. Он базируется на системном принципе построения образовательного пространства. Система – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных частей, которые развиваются в одном направлении и ориентируются на достижение общих целей. Планирование состоит из элементов – подразделений и частей процесса планирования. Взаимосвязь между частями происходит путем координации частей на горизонтальном и вертикальном уровнях. На горизонтальном уровнях затрагиваются функциональные части – образовательные подразделения, их элементы, а на вертикальном – единое ориентирование образовательной деятельности и интеграция всех составных частей образовательной системы. Определяющими чертами координации планирования выступают взаимосвязь и синхронность развития образовательных процессов. В плановой деятельности важную роль играет интеграция. Она предполагает наличие в системе образования разнообразия в части отдельных процессов планирования и планов отдельных элементов системы образования, т.е. в планировании присутствуют подсистемы планирования, которые действуют согласно общей стратегии развития системы образования, а каждый отдельный план образовательных частей входит в планирование более высокого уровня и образовательной системы в целом. Таким образом все планы представляют собой целостную и взаимосвязанную систему.
- Принцип участия. Он связан с принципом с единства и предполагает системность в образовательном планировании. Каждый элемент системы образования, все образовательные учреждения, каждый сотрудник образовательной организации принимает участие в плановой деятельности. Плановая деятельность привлекает всех, кого она затрагивает. Такое планирование определяется как партисипативное. Принцип участия способствует тому, что каждый участник образовательного процесса становится ознакомленным с ним еще на этапе планирования, а это мотивирует к результативному труду. Участей всех элементов системы в процессе планирования приводит к расширению круга источников финансирования образовательной сферы или отдельного учреждения, а также знаний и навыков сотрудников.
- Принцип непрерывности. Планирования должно происходить постоянно и циклично. Долгосрочные планы должны корректироваться, исходя из внешних и внутренних факторов развития. Краткосрочные планы должны непрерывно сменять друг друга.
- Принцип эластичности. Это принцип неразрывно связан с принципом непрерывности. Планы и сам процесс планирования могут менять ориентирование при образовании каких-то экстренных случаев. Поэтому имеются определенные резервы планирования, рассчитанные на внесение поправок в планы.
- Принцип точности. Он предполагает максимально точное и детальное построение планов. Информация должна быть уточнена настолько, насколько позволяют данные о внешнем и внутреннем развитии системы и отвечать прогнозам. Долгосрочные планы сложно поддаются построению на основе этого принципа. Точных данных о будущем развитии практических нет. Все стремительно меняется, поэтому планы строятся на основании общих целей и ориентиров. Краткосрочные планы для отдельных социальных институтов и подразделений включают больше детальной и конкретизированной информации.
Основные задачи планирования образовательной системы и его этапы
Для достижения поставленных целей, плановые мероприятия предполагают нахождение средств их достижения, сроков и этапов действий для их достижения, а также поиск источников финансирования реализации плановых программ. Это достигается посредством определения задач планирования. Основными задачами планирования являются:
- Гарантирование развития структурного элемента образовательной системы и всех его составных частей, согласно поставленным целям;
- Определение проблем развития на ранних этапах и определение перспективных направлений развития;
- Регулирование и согласование работы всех элементов системы образования, образовательных институтов и их сотрудников. При подготовке планов все действия заранее устанавливаются и согласовываются;
- Стимулирование трудовой деятельности сотрудников;
- Своевременное и полное информационное обеспечение все участников плановых мероприятий. Каждый элемент системы образования, институт, подразделение и работник должны быть осведомлены о целях развития образовательных мероприятий, необходимых действиях для их достижения, сроках, условиях выполнения планов.
- Разработка системы контроля результатов выполнения плановых мероприятий. Производится сравнение показателей деятельности системы с запланированными.
Этапы планирования образовательной системы:
- Постановка целей и задач развития.
- Конкретизация и детализация планов.
- Утверждение и внесение поправок в планы.
- Ознакомление с планами всех участников и исполнителей плановых мероприятий.
- Претворение планов в жизнь и внесение в них поправок по мере необходимости.