Система высшего профессионального образования МВД России является одной из составных частей общей системы образования страны. Она отличается конкретной спецификой, поскольку имеет определенные педагогические задачи. Поэтому система образования имеет достаточно сложную структуру. Тенденции развития этой системы определяются требованиями, предъявляемыми к ней. Тенденции развития образовательной системы МВД включают мировые, национальные и региональные черты.
Образовательная система органов внутренних дел состоит из двух основных подсистем:
Базовое образование представлено в виде трехуровневой структуры:
Система образования органов внутренних дел ориентирована на практическую реализацию. Это обусловлено текущими тенденциями в работе правоохранительных органов, развитии техники и технологий, новшествами в законодательной сфере.
Образовательная система МВД должна быть ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов органов внутренних дел, давать доступное и качественное образование, а также предоставлять возможности постоянного обучения и последующего самообучения кадров.
Профессиональная подготовка кадров начинается еще на этапе профориентации. Она проводится во время учебного процесса курсантов в вузе МВД России или ином учебном учреждении. Затем она продолжается в системе повышения профессиональных навыков, обучения на дополнительных курсах и при практической тренировке в подразделении.
Очень важно, чтобы учебный процесс был непрерывен, поскольку это способствует эффективности обучения и воспитания. Непрерывность процесса обучения основана на следующих принципах:
Непрерывность профессионального образования сотрудников органов внутренних дел должна обеспечиваться через опору на уже имеющуюся степень профессиональной подготовки, расширение базы знаний и умений сотрудников, повышение качества профессиональной подготовки, увеличение объемов учебного материала.
Основными задачами организации образовательного процесса в учебных структурах системы образования МВД являются:
Система образования МВД развивается в условиях расширения объемов информации, появления качественно новых информационных источников и способов обмена данными. Естественно, современные тенденции откладывают свой отпечаток на образовательных процессах системы. Информационные технологии внедряются в процессы обучения и способствуют его упрощению и переходу на новый уровень.
Происходит интеграция теоретического материала по различным предметам и внедряются методы комплексного изучения предметов и взаимодействия теории с практикой.
Социально-экономическое развитие и культурные особенности приводят к развитию социальных и эмоциональных умений. Процессы обучения и транспортировки знаний приобретают персональный подход.
В обучении идет активное применение новых принципов. Если ранее, первоочередным было профессиональное обучение на всю жизнь, которое давалось однажды и должно было быть постоянным спутником человека в профессиональной деятельности, то теперь обучение представляет собой постоянный процесс. В течение жизни и карьеры, люди должны получать новые знания, подстраиваясь под быстро меняющиеся экономические условия и совершенствовать, имеющиеся навыки.
Образовательную систему МВД отличает ее особая организация и руководящий состав. Министр внутренних дел назначает управляющего учебным заведением. Сотрудники учебных заведений системы должны обладать определенной квалификацией, физической подготовкой, иметь звания МВД России или быть сотрудниками правоохранительных органов. Преподавательский состав включает сотрудников, которые работали в правоохранительных и иных структурах органов МВД. У них имеется практический опыт работы, который они передают студентам. Это эффективная практика организации учебного процесса.