На сегодняшний день в большинстве стран мира действует традиционная система образования, которая была разработана еще более 400 лет тому назад.
Традиционной системой образования называют ту, что принята в большинстве стран мира.
В основе традиционной системы обучения лежат такие принципы как:
Такие принципы в образовательной системе существовали и существуют до сих пор. Традиционная система была особенно актуальна в России 20 века, в частности во времена Советского Союза, когда люди работали преимущественно на заводах.
Надо заметить, что именно в традиционной системе образования обучение должно происходить исключительно на родном языке, в школах форма обучения имеет классно-урочную основу, а также есть домашнее задание и балльная оценка знаний.
Не смотря на то, что традиционная система образования действует до сих пор, есть необходимость в изменении основ этого образования. Это связано, прежде всего, с изменением темпов жизни (она стала куда быстрее), новыми технологиями, направлениями в обучении (много новых профессий и специальностей), а также концепции образования.
Также в современных условиях на рынке труда может стать успешным не обязательно тот человек. Который обладает терпением, имеет багаж знаний и может монотонно долгое время выполнять одну и ту же работу. Наоборот, креативные, коммуникабельные люди, с новыми идеями, подвижные, умеющие общаться и налаживать связи – вот современный человек, востребованный на рынке труда.
Такая тенденция заставляет менять традиционную систему образования. Теперь на первый план выходят не принципы повторения и терпения, а такие важные качества личности как:
Именно о таких качествах и о такой системе образования говорил русский психолог и педагог Леонид Владимирович Занков.
Леонид Владимирович видел цель всего обучения в том, чтобы развивать все элементы человеческих возможностей: ум, волю, характер, силу, нравственность и т.д. Также ученый говорил о том, что все эти элементы одинаковы, важны, поэтому нельзя принижать один элемент перед другим. Например, ум не менее важен, чем нравственное воспитание или физическая сила.
Еще одним важным моментом в системе обучения Занкова является то, что каждый ребенок – это отдельная личность. Не стоит одинаково развивать всех учеников класса, стоит обратить внимание на индивидуальные особенности каждого обучающегося и развивать то, что особенно хорошо у него получается.
Например, какой-то ребенок имеет особые способности к математике, но не силен в рисовании, не стоит пытаться сделать из него художника, необходимо максимально приложить усилия для развития его математических знаний и умений.
Также ученый определил понятие предмет в отношении «главных» и «неглавных» говоря о том, что все дисциплины имеют равное значение. Если физкультура одному ученику дается легко, то другому сложно, поэтому для одного этот урок важный, а для другого не важный, что в корне неверно.
Основными постулатами образовательной системы Л.В. Занкова служат:
Таким образом, система обучения по Занкову особенно актуальна для современного общества. Надо заметить, что основные элементы этой системы уже активно внедряются в традиционную систему образования нашей страны. Полностью государство не готово перейти на новую систему образования, однако реформирование старой системы в рамках основных постулатов Занкова поможет адаптировать и социализировать учеников к изменяющимся условиям, происходящим на рынке труда и внешним факторам.