Высшее образование является одним из последних этапов образовательного процесса. Данное образование для человека считается не обязательным, но современная жизнь, где общество достаточно развитое, а уровень безработицы большой, делает высшее образование все более востребованным.
Основа системы высшего образования
Высшее образование является завершающим элементом образовательной системы, основная цель которого – обучить и подготовить высококвалифицированных специалистов в различных областях (производство, юриспруденция, экономика, социология, психология, педагогика и т.д.).
Определение 1
Система высшего образования – это совокупность мероприятий, направленных на образование и подготовку специалистов высшего звена.
Надо заметить, что до 2013 года образовательная система высшего образования в нашей стране действовала, как самостоятельный элемент образования. Однако после 2013 года в систему включили профобразование: аспирантуру; магистратуру; ординатуру и т.д. Все эти направления считаются послевузовской подготовкой, которую можно получить, только получив высшее образование.
Высшее образование необходимо для того чтобы готовить специалистов для быстроразвивающихся отраслей экономики, производства, торговли и других общественных сфер жизни. Эти специалисты не узкого, а широкого профиля, которые призваны решать самые разнообразные актуальные задачи технического и теоретического уровня.
В состав образовательных учреждений высшего звена входят: институты различных форм и направлений; университеты (обычно носят государственный, а не частный характер); академии.
К основным функциям высшего образования относят:
- Обеспечение рынка кадровым составом, способным удовлетворить потребности научно-технического прогресса;
- Всесторонне развивать сферу культура, досуга и искусства, выпуская профессионалов в этих сферах деятельности;
- Все виды переподготовки кадров, а также возможность получения дополнительного образования;
- Сформировать у нового поколения активную жизненную позицию, взгляды на жизнь, на самого себя, как на личность и т.д.
Ступени высшего образования
Высшее образование в России имеет ступенчатую структуру:
- Первая ступень высшего образования занимает обычно два года. В этот отрезок времени профессиональные дисциплины не изучаются, зато идет активное повторение усвоенного и освоение нового материала по главным гуманитарным и естественным наукам, которые присутствовали еще в школьной программе. На данной ступени студент показывает, насколько он готов к дальнейшему освоению программы высшего образования, но если студент отказывается переходить на следующую ступень, то ему выдают документ о незаконченном высшем образовании;
- Вторая ступень начинается по окончании общеобразовательных дисциплин, когда в программу образования активно добавляются предметы и дисциплины профессионального цикла. Такие предметы подбираются исходя из той специальности, которую хочет освоить студент, но также помимо этого в программу добавлены и дисциплины общего характера, например, культура речи или физкультура, актерское мастерство. Это необходимо для того чтобы всесторонне развивать учащихся, а не только в рамках будущей профессии. Вторая ступень высшего образования длится около четырех лет (включая два года из первой ступени), по окончании этого этапа образовательное учреждение может выдать студенту полноценный диплом бакалавра. Бакалавр – это низшая ступень базового высшего образования;
- Третья ступень считается более широкой в сравнении со второй. Так, студенты изучают куда больше различных общеобразовательных дисциплин, также большое количество предметов профессионального цикла. Именно на этой ступени высшего образования студенты близко знакомятся с научной и исследовательской деятельностью, что является обязательным элементом программы образования. В связи с этим и срок обучения продлевается до пяти или шести лет, в зависимости от того, какой уровень подготовки необходим студенту: специалист или магистр. Обучение специалистов длится пять лет, магистра шесть. Считается, что на этой ступени высшего образования, будущие специалисты, получают куда больше полезной информации и навыков, чем при обучении на бакалавра. Также специалисты и магистры имеют больше возможностей и шансов на успех на современном рынке труда.
В любом случае по окончании обучения студентам выдают дипломы государственного образца, где подтверждается квалификация, которую студент получил в процессе обучения. Часто к диплому прилагается отдельный вкладыш с оценками, а также может быть и специальный лист по практикам, указывающий где, когда и по какому профилю были получены профессиональные навыки. Это стало актуально в последнее время, такой документ необходим потенциальному работодателю для того чтобы понять уровень профессиональной подготовки выпускника.
На сегодняшний день у высшего образования есть ряд преимуществ по сравнению с другими видами образования, а именно:
- Высокая степень конкурентоспособности выпускников на рынке труда. У молодых людей с высшим образованием больше шансов найти высокооплачиваемую работу на рынке вакансий, чем у большинства других, у кого образование среднее или среднее профессиональное;
- В образовательных учреждениях высшего образования большой ассортимент специальностей, как гуманитарного, так и технического характера;
- Высшее образование направлено на всестороннее развитие личности студента, как в рамках обучающего процесса, так и за его пределами (спортивные мероприятия, мероприятия развлекательного характера, культурные мероприятия);
- Изначально, высшее образование задает высокую планку для поступающих, особенно в рамках отборочного тура. В виду этого специалисты с высшим образованием заранее имеют статус «профессионалов» и «высококвалифицированных специалистов», поэтому данный вид образования так ценится во всем мире.