Образовательные системы разных стран имеют свою специфику, которая обусловлена национальными и культурными особенностями развития. При этом, подходы к образованию во всех странах во многом похожи. Образованию, как ценной инвестиции, уделяется большое внимание во всех развитых странах. Это связано с тем, что Правительства стран осознают значимость этой сферы, от которой зависит социально-экономическое развитие страны и НТР.
При разработке образовательных систем, каждая страна ставит целью создание качественной системы, которая будет эффективно справляться с возложенными на нее образовательными функциями и приносить, должные результаты.
Все страны создают, максимально возможные, условия для получения образования всеми гражданами. Базовый уровень образования предусмотрен практически во всех государствах – это обучение в начальной и средней школах. В начальную школу принимаются все дети, независимо от их социального положения, пола, религиозного вероисповедания и даже наличие гражданства страны не учитывается в данном случае. Начальное образование характеризуется бесплатностью и всеобщей доступностью. Образовательный процесс рассчитан на то, чтобы дети получили минимальное количество знаний и не болтались без дела. Однако, текущие тенденции свидетельствуют о том, что финансирование образовательной сферы сокращается. Это наблюдается во многих регионах. Поэтому, количество обязательных и бесплатных предметов в школах уменьшается. Позволить себе оплачивать обучение детям, могут далеко не все родители. Это приводит к снижению качества образования. Стоимость обучения в частных школах и вузах достаточна высока. Даже дополнительное обучение, репетиторы, курсы – весомый удар по кошельку.
Что касается высшего образования, то оно является в основном платным, практически во всех странах. Здесь государство определяет только стоимость обучения, в зависимости от уровня ВВП страны. Ряд стран, в частности Россия, выделяют средства бюджета на, хотя бы частичное, финансирование высшего образования. Германия, Австралия и Норвегия отправляют своих студентов обучаться за границу за счет средств бюджетов государств. Расходы на высшее образование практически всех стран Европы составляют от 3-х до 7-ми % ВВП.
В конце 20 века европейскими странами была подписана Болонская декларация, создающая единую образовательную зону, позволяющую получить любое высшее образование и любым студентом в ее пределах. Декларация позволяет делать выбор, в каком регионе получить степень бакалавра, в каком магистра, а в каком доктора. В настоящее время, к декларации присоединились многие страны, не только Европы, но и всего мира.
Стоит отметить, что талантливая молодежь ценится во всем мире. Ей даются определенные льготы на обучение и выделяются стипендии. США даже предоставляют одаренным детям гранты на обучение в престижных вузах страны.
Изучением качества национальных образовательных систем занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организация постоянно проводит исследования и публикует отчеты, а также составляет рейтинги образовательных систем. Естественно, что данные рейтингов являются приблизительными, поскольку очень трудно провести точный тест качественных показателей, с учетом различий стран по культурному и языковому признаку.
Последнее, проведенное тестирование по математике, затронуло пол миллиона учеников в 65 странах. Лидерами топа оказались страны азиатского региона. Вот лидеры топа:
Проведенное тестирование, свидетельствует о наличии гендерного разрыва между разными полами в математических знаниях. Это объясняется отсутствием у женского пола, стимула в изучении математической науки. Для дальнейшего профессионального обучения, математика нужна в основном для мужских специальностей, где женщины особо не востребованы.
Составление рейтингов по чтению, показало улучшение техники чтения у школьников 32-х стран. Лидерами топа в данной области стали:
Что касается естественных наук, то десятку лидеров составляют следующие страны:
Как видно из показателей, Китай занимает лидирующие позиции по всем дисциплинам. Это свидетельствует о высоком качестве образовательной системы страны. Расходы Китая на образования составляют 4% ВВП. Обязательность и доступность основного школьного образования провозглашается на законодательном уровне. При этом, затраты семей на образования составляют примерно треть бюджета. Развитию образования в стране уделяется большое внимание. Авторитет на международной арене помогают завоевать достижения школьников. Это было понято Правительством и с тех пор, Китай стал одним из лидеров школьно-олимпийского движения. Уровень образовательной нагрузки в стране повышенный. Это связано с освоением общих дисциплин совместно с изучением китайского языка, который включает несколько тысяч иероглифов.
Согласно оценке качества образования ОЭСР, Россия занимает серединные позиции топов.
Составление отчетов организации, основано на таких стандартах образовательных систем:
Если на этих показателях базируется функционирование системы, то лидирующие позиции в рейтинге ей обеспечены. Однако, при оценке качества образовательной системы не учитывается показатель грамотности в обществе. Важную роль играет оценка количества «функционально неграмотных» граждан в обществе т.е. тех людей, которые ограничиваются чтением бульварной прессы и таблоидов.
Среди Европейских систем образования самой качественной считается образовательная система Финляндии. Ее преимуществом является то, что она опирается на однородную культурную среду. Процесс обучения строится достаточно просто: нет формы, обращение к учителю по имени, нет домашних заданий и разделения по способностям и успеваемости, профессия педагога очень престижна и высокооплачиваема в стране.
Самым крупным инвестором в образовательную сферу является США. Расходы на образование составляют 7,5% ВВП и 28% мирового бюджета. Государственная система образования в стране практически отсутствует.