Процесс модернизации образовательной системы осуществляется государством при активной поддержке общества. Преобразования образовательной системы и нововведения производятся для повышения качества образования и переведения его на новый уровень.
Тенденции современности требуют внедрения новых образовательных программ и методик обучения, которые будут отвечать реалиям современного мира.
На сегодняшний день, образовательная система России постепенно приближается к европейским стандартам. Однако, при разработке новых направлений в этой сфере, учитывается исключительность и особенность страны, традиции и культура. Процессы мировой глобализации привели к тому, что система образования РФ включила в свой состав новый уровень, которого ранее не было – дошкольное образование. Дошкольный этап образовательного процесса также, как и в Европе, не носит обязательный характер.
В высшем образовании также не обошлось без изменений. Уже несколько лет, происходит уход от специалитета, за исключением некоторых специальностей и вводится бакалавриат и магистратура. Это позволяет получить больше специалистов узкого профиля и отобрать научных работников и преподавателей из лучших студентов магистратуры. Однако, аспирантура и докторантура по-прежнему остались. Поэтому необходимо каким-то образом сопоставлять национальные ученые степени с международными стандартами.
Еще одним значимым направлением реформирования, является уровень среднего профессионального образования. Для развития производственной сферы требуются квалифицированные рабочие кадры. Среднее профессиональное образование в полной мере не отвечает этим целям. Поэтому встает вопрос о постепенной ликвидации этого уровня образования и объединение и профессионального образования.
Модернизация образовательной системы неразрывно связана с ее укреплением и достижением минимальных нормативов бюджета. Первоочередной задачей правительства является решение социальных проблем.
На всех этапах развития страны, модернизация в образовательной сфере опиралась на два ключевых направления – радикальная перестройка содержания образования и экономики образования. Обновление образование необходимо для повышения его качества, доступности и продуктивности. Иначе, образовательный процесс не выполняет своего основного назначения, сложившегося исторически – активатора развития страны и генератора человеческого капитала.
В современных реалиях, в условиях непрерывной глобализации экономических процессов приоритетными мерами образовательной политики являются:
В целях модернизации системы образования, Правительством РФ была разработана программа, включающая основные показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году.
В программе заложен потенциал для развития автономного управления образовательными учреждениями и рассчитывается проведение анализа результатов ее внедрения, на основе оценки обучающихся, родителей, преподавателей.
Программа модернизации затрагивает структуру образовательной системы, предмет, методику воспитания и обучения во всех фазах и уровнях образовательного процесса. Она предлагает внедрение современной модели образования, которая нацелена на повышение его качества.
Задачами преобразований в сфере образовательной системы, утвержденные программой, являются:
Модернизация коснулась и дошкольного уровня образования. В частности, разработка и введение официального сайта образовательной организации. Оснащение образовательных организаций всех уровней компьютерами и приобщение к электронным стандартам позволяет достигать поставленных преобразовательных задач.