Управление образовательными системами представляет собой процесс координирования отношений между людьми, которые занимаются организацией образовательного процесса с одной стороны и получают образовательные услуги для удовлетворения своих потребностей в получении знаний – с другой.
Управление образовательными системами базируется на определенных принципах, осуществляется определенными способами и методами. При управлении происходит воздействие на каждый элемент системы образования. Деятельность по управлению образовательной системой состоит из комплекса работ, осуществляемых должностными лицами органов управления, объединенных общими целями и направленных на эффективную реализацию плановых мероприятий в образовательной сфере.
Процесс образования представляет собой совокупность комплексных мероприятий. Системный подход обеспечивает эффективную и продуктивную реализацию управленческих мероприятий.
Системный подход к управлению образовательной деятельностью позволяет всем участникам управленческих мероприятий рассматривать образовательные заведения и учебные процессы как единую целостную структуру, которая состоит из комплекса мероприятий и элементов, неразрывно связанных друг с другом и, способных только в тесном взаимодействии обеспечить эффективность функционирования всей системы.
Выполнение принципа целостности позволяет сделать управленческую деятельность поэтапной, логичной, и гармоничной, что в итоге приводит к повышению результативности управления.
При рассмотрении образовательного учреждения как единой структуры предполагается, что оно состоит из элементов – подсистем, которыми являются преподаватели, ученики, родители. Также, систему можно рассматривать как механизм, состоящий из процессов. К примеру, педагогический процесс включает в свой состав такие элементы: процесс обучения в целом и отдельное занятие. Отдельное занятие тоже является системным процессом, включающим в состав воспитательные мероприятия, учебные задачи, материально-техническую базу, формы организации. Четкое управленческое воздействие достигается путем разделение целостной структуры на отдельные части, блоки, подсистемы.
Эффективность функционирования управленческой системы оценивается на основе получения реальных результатов. Даже если задача учебного и воспитательного процесса поставлена правильно, но при этом материал для занятий не отвечает содержанием целям и задачам процесса, то достичь реального эффекта просто невозможно.
Степень монолитности системы определяется ее целенаправленностью, полным комплексом компонентов, их качества и силы взаимосвязей между элементами, между каждым элементом и системой.
Любую социально – экономическую систему нужно рассматривать только как совокупность компонентов. Системный подход при исследовании процессов образования предполагает:
Управленческие мероприятия реализуются через комплекс методов. Методы управления представляют собой приемы взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения поставленных управленческих целей и задач.
Управленческие методы направлены на всю систему образования и ее подсистемы. К классификации методов управления применяют разные подходы. Основным классификационным подходом является подразделение методов управления образовательными системами на три основные группы:
Благодаря этим методам, осуществляется соблюдение дисциплины работы и обеспечивается непрерывное функционирование всех элементов образовательной системы и своевременное исполнение плановых мероприятий.
К отдельной категории можно отнести методы педагогического управления. К ним относятся приемы, применяемые управляющими образовательных заведений. Они способствуют формированию, необходимых профессиональных качеств сотрудников и являются основным средством повышения их квалификации, навыков, расширение багажа знаний. Педагогические методы нацелены на совершенствование механизма управления в образовательных учреждениях, расширение приемов, применяемых в процессе обучения, подкрепления активности и ответственности преподавателей за результативное выполнение своих обучающих функций.
Методы управления образовательным процессом подразделяются и по иным основаниям: