Безопасность играет первостепенную роль во всех сферах жизни общества. Образовательные институты являются социально значимыми учреждениями и требуют особого внимания к обеспечению их безопасного функционирования. В этих заведениях осуществляется скопление больших масс людей – детей, подростков, молодежи. Их пребывание должно быть комфортным и безопасным.
Ни одно социальное учреждение, а тем более образовательного характера, не застраховано от воздействия негативных факторов: стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожаров, опасных вирусных заболеваний, социальных проблем.
Важно, чтобы в стране была организована система безопасности, которая включает комплекс методов и приемов, направленных на обеспечение защиты образовательной системы и ликвидацию угроз безопасного функционирования.
Выделяют четыре основных типа опасных происшествий, которые могут возникнуть в образовательном учреждении:
К отдельному типу можно отнести смешанные происшествия. Они возникают, когда одна чрезвычайная ситуация обуславливает возникновение другой. Например, в результате урагана может произойти замыкание электросетей, что приведет к пожару.
Насущность вопроса безопасности в образовательной организации определяется большим количеством реальных опасных ситуаций в этих заведениях и гибелью большого количества людей. А так как основную массу этих людей составляют несовершеннолетние дети, то проблема приобретает мощный общественный резонанс. В этой связи возникает необходимость в определении и исследовании всех возможных опасных факторов в образовательной среде, и разработке системы противодействия им.
Стоит обратить внимание на то, что в современном обществе, наибольшее распространение получили чрезвычайные ситуации социального характера. Как показывает статистика, смертность по причине социальных конфликтов, грабежей, убийств, вандализма, терактов, поджогов в разы превышает количество жертв стихийных бедствий или техногенных катастроф.
Ежегодно, управляющие образовательных учреждений составляют программы и планы обеспечения безопасности. В них делаются прогнозы возможных происшествий и планы по их быстрой ликвидации и устранению последствий: составляются планы эвакуации, вызова аварийных служб, разрабатывается техника безопасности персонала и учащихся. В таких программах, необходимо брать в расчет предполагаемые количественные показатели нанесенного происшествием урона, описание и параметры зон поражения, уровень негативного влияния на жизнь и здоровье граждан и иные данные, о существующих внешних и внутренних угрозах образовательного учреждения.
Для обеспечения безопасности, в обществе формируются различные методы и приемы осмысленной и рациональной жизнедеятельности. Они составляют культуру безопасности, оказывают воздействие на жизнь граждан и уровень личностного развития в этой сфере.
Культура безопасности представляет собой совокупность знаний, ценностей, норм, правил, методов функционирования системы безопасности, нацеленных на выработку у учащихся желания и стремления к снижению количества опасных факторов, путем соблюдения основных правил безопасности.
Любое образовательное учреждение должно заниматься формированием культуры безопасности у обучаемых. Это возможно посредством решения таких задач:
Важное значение в выработке культуры безопасности играет государство. Основным принципом безопасности любой сферы является законность. Все меры безопасности должны быть законными и не ограничивать права и свободы граждан. Государство должно осуществлять наблюдение и контроль культуры безопасности в части гражданской защиты.
Рисунок 1. Культура безопасности
Для разработки комплексной системы безопасности образовательной структуры, необходимо соблюдение следующих условий:
Чтобы организовать комплексную безопасность образовательной структуры, необходимо разработать устройство разумной системы, гарантирующей максимальную эффективность разрешения этой проблемы.
Определяющей частью системы комплексной безопасности образовательного учреждения является степень возможного минимального риска. От этого показателя зависит построение плановых мероприятий по совершенствованию технических систем, координационного устройства и регулирование функционирования системы комплексной безопасности.