Направления исследования педагогики


Направления исследования педагогики

Педагогические исследования и их проблематика

Исследования в сфере педагогики представляют собой процесс и результат научной работы, ориентированной на приобретение новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, его структуре, принципах, технологиях и содержании. Педагогическое исследование занимается объяснением и предсказанием фактов и процессов.

Любое педагогическое исследование протекает посредством определения общепринятых методологических параметров. Этими параметрами являются:

  • Цели;
  • Задачи;
  • Объект и предмет;
  • Гипотеза;
  • Проблема;
  • Теоретические положения, требующие защиты.
Замечание 1

Проведение педагогического исследования происходит путем построения исследовательской программы, которая представляет собой методологическую основу исследования, в виде целей, задач, разработки гипотезы и постановки проблем исследования, а также последующей разработки практической деятельности, в виде процедур по сбору аналитического материала.

Педагогические исследования проходят несколько стадий.

1 стадия – эмпирическая. Она состоит в функциональном представлении исследуемого объекта и выявление противоречий между практическими и теоретическими аспектами педагогического процесса. На этой стадии производится постановка проблемы исследования и проводится эмпирический анализ, результатом которого служит выработанная гипотеза, имеющая вид предположений, требующих обоснования и доказательств.

2 стадия –гипотетическая. На этой стадии происходит разрешения противоречий, выявленных на эмпирической стадии исследования. Здесь происходит переход от эмпирического уровня исследования к теоретическому.

3 стадия – теоретическая. Здесь происходит окончательное разрешение противоречий между гипотезами об исследуемом объекте и потребностью в получении системных знаний о нем.

4 стадия – прогностическая. На заключительной стадии осуществляется разрешение иного противоречия, а именно – между, выявленными данными об изучаемом объекте и необходимостью составления прогноза его будущего развития в новых обстоятельствах.

Постановка проблем педагогического исследования является важным этапом исследовательского процесса. От их определения зависит выбор объекта исследования.

Основными проблемами педагогического исследования выступают:

  1. Соотношение идей философии, социологии, психологии и педагогики, их методов и подходов при разработке концепции педагогической деятельности и выборе ориентиров и приемов организации работы в учебно-воспитательном заведении;
  2. Методы отбора и интеграции в педагогическом исследовании подходов и приемов определенных научных дисциплин;
  3. Специфика построения педагогических систем различного направления;
  4. Пропорции мировых, государственных, региональных и местных интересов при построении педагогических систем и разработке проектов и прогнозов их развития;
  5. Вопросы гармонии и ее практическая реализация в педагогической деятельности;
  6. Взаимодействие и сотрудничество процессов социализации и персонализации, новаторства и классики в учебно-воспитательной деятельности;
  7. Определение показателей результативности воспитательной и образовательной деятельности и развития личности в различных учебных учреждениях;
  8. Разработка методологии и технологии создания педагогических проектов;
  9. Определение приемов оптимального построения и продуктивной реализации осуществления всех стадий исследовательского поиска;
  10. Гуманитарная направленность образовательного процесса и его взаимосвязь с духовным миром педагога;
  11. Проведение сравнительного анализа различных систем образования;
  12. Возможности информационных технологий для целей развивающего обучения;
  13. Опора на традиции народной педагогики в современном воспитательном процессе;
  14. Применение новых технологий в учебном процессе, способствующих сохранности физического здоровья и обеспечение психологического равновесия.

Ведущие направления педагогических исследований

Педагогические исследования по их направленности подразделяют на три основные группы:

  1. Фундаментальные исследования – занимаются разработкой концепций, подводящих итоги достижений теории и практики педагогической науки, либо разрабатывают образцы развития педагогических систем на уровне создания прогнозов.
  2. Прикладные исследования – осуществляют детализированное и глубокое изучение разных сторон педагогического процесса и закономерностей практической педагогической работы.
  3. Разработки – ориентированы на доказательство определенных рекомендаций научно-практического характера, берущих во внимание ранее известные теоретические концепции.

Современные тенденции общественного развития требуют пересмотра направлений педагогических исследований, их ориентации на текущее общественное развитие. В настоящее время обозначился ряд приоритетных педагогических исследований. Вот некоторые из приоритетных направлений исследований педагогической науки:

  • Скопление всех имеющихся теоретических концепций о человеке, их мобилизация и осмысления особенностей человеческого развития на конкретных этапах общественного становления. Здесь важное значение играет определение возможностей человека в современном обществе, как он развивается, самосовершенствуется и какое место занимает в системе социальных связей;
  • Проведение детализированного исследования специфических свойств современного ребенка, прослеживание его психологических и социальных изменений. Здесь требуется проведение глубокой корректировки периодизации современного детства как научной базы развития и реформирования системы образования;
  • Определение новых показателей взросления подрастающего поколения, степени и характера их действия. В этом направлении проводится анализ предпосылок личностного развития, определение характера воздействия общества и воспитательных процедур на развитие личности, определение условий и основных технологий процессов социализации в условиях современного общественного развития;
  • Разработка структуры учебной деятельности на разных возрастных этапах обучения. Здесь же предполагается создание новаторских концепций организации учебно-воспитательного процесса и новых способов освоения учебных программ;
  • Радикальное переосмысление педагогических и психологической образовательной базы. Это направление обусловлено быстро меняющимися условиями общественного развития.

Круг приоритетных направлений педагогического исследований достаточно широк. Очень много тем требуют глубокого анализа, переосмысления и расширения экспериментальных практических работ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :