Цели и задачи музейной педагогики обусловлены современным содержанием данного понятия, а также проблемами, которые возникают в связи с современным развитием данной отрасли науки в соответствии с новыми концепциями образования.
Цели музейной педагогики
Определение 1
Согласно концепции современного образования, музейная педагогика – это наука, изучающая условия обучения, культурного и просветительского развития и воспитания современных детей разного возраста средствами музея.
Таким образом, цель музейной педагогики – создание условий для культурного развития детей средствами музея.
Данную цель на практике в настоящее время реализуют как учителя-предметники, так и музейные работники, а также методисты, преподаватели вузов, которые готовят специалистов музееведения и педагогов истории, литературы, химии, биологии, физики, в связи с тем, что каждая наука имеет свою историю возникновения и развития, что отражает наследие музея, призванное сохранить научно-культурный опыт предыдущих поколений следующим.
Эту же цель реализуют на государственном уровне, создав государственный стандарт с указанием конечных целей обучения на каждой ступени развития ребёнка, включая дошкольные и высшие образовательные учреждения всех типов, указав необходимость патриотического воспитания в современных условиях: предметные (как часть социального опыта и творческой самореализации), метапредметные (для возможности применения полученных умений в реальной жизненной ситуации) и личностные (культурно-ценностное направление) компетенции.
Музейные культурно-образовательные проекты способны решать поставленные цели в развитии названных компетенций.
Обозначенную цель конкретизируют поставленные перед наукой задачи.
Задачи общепедагогического характера
- Подготовка кадров: воспитателей, преподавателей начальной школы, учителей-предметников к восприятию музейной информации, методике её передачи с привлечением текстов, технических средств связи в условиях конкретного региона. Подготовка музейных работников для участия в образовательно-педагогическом процессе в условиях музея.
Создание образовательных программ музейными работниками для разных социальных и возрастных групп.
Недостаток существующих программ заключается в расчете на одноразовый визит, не предполагающий образовательных усилий, тогда как учителя-предметники нуждаются в качественном взаимодействии с музеями как образовательным пространством.
Развитие национального самосознания, национальной самоидентификации.
- Разработка содержания диалога музея и посетителей.
- Создание условий для понимания значения культуры в жизни общества.
- Социализация подрастающего поколения.
- Профессионализация молодёжи.
- Создание предметно-пространственной среды в условиях музея.
- Развитие идеи непрерывного образования.
- Образование новых структур: центров музейной педагогики, общества развития культуры и искусства, виртуальных музеев, электронных музейных сообществ, в которые можно заходить через веб-сайты музеев. Расширение зон социокультурного воздействия.
- Поиск новых форм и модификаций: домашний музей, школьный музей.
- Поиск новых форм взаимодействия с посетителями музея, развитие диалога с ними и активности участия.
- Организация синтеза образования и творчески организованного досуга.
- Обеспечение взаимодействия семьи и школы.
- Организация педагогического процесса по целостному восприятию комплекса культурно-исторических ценностей.
- Максимальное удовлетворение запросов и интеллектуальных предпочтений личности.
- Формирование в сознании людей представления о том, что музей – это место, где можно продолжить образование, повысить свой социокультурный уровень.
- Развитие издательской деятельности на базе музеев в стране и за рубежом.
Конкретнонаправленные задачи музейной педагогики
- Реализация педагогического процесса в условиях музея в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной.
- Разработка методов для каждой возрастной группы: игровые, театрализованные для дошкольников, для среднего звена – интерактивные игры и викторины, игры-путешествия, для старшеклассников – организация форумов, встреч с интересными людьми, работы с подлинниками, круглые столы, фестивали, краеведческие чтения, арт-проекты для детей с ОВЗ и инвалидов. Социальные проекты, выставки. Конкурсы. Экспедиции,
- ринги.
- Решение задач патриотического воспитания в условиях музея.
- Развитие социальной активности старших школьников средствами обучения в музее.
- Развитие научно-поисковой деятельности учащихся.
- Разработка совместных со школьниками и студентами проектов для развития, познания содержания музейных экспонатов об истории и развитии той или иной сферы.
- Формирование личности студента как будущего педагога.
- Развитие коммуникативно-информационной, культурно-просветительской и общекультурной компетенции у студентов средствами музея.
- Развитие творческих способностей путём моделирования, реставрации.
- Научить посетителей понимать язык вещей.
- Научить музейных работников составлять невербальные сообщения путём экспонирования музейного пространства.
- Сбор, хранение экспонатной информации, а также влияние, побуждение, стимулирование современного общества, творческих интересов разных социальных групп, ориентируя на самореализацию и самоопределение.
- Создание интерактивных выставок и использование современных технических достижений для ознакомления с культурно-образовательным пространством.
- Отслеживать актуальную интерпретацию музейных экспонатов.
Замечание 1
Таким образом, цели и задачи музейной педагогики обусловлены глобальными изменениями в современном обществе, развитием науки и информационных технологий, новых социальных заказов, образовательной реформой и новой концепцией образования.