Цели и задачи музейной педагогики


Цели и задачи музейной педагогики

Цели и задачи музейной педагогики обусловлены современным содержанием данного понятия, а также проблемами, которые возникают в связи с современным развитием данной отрасли науки в соответствии с новыми концепциями образования.

Цели музейной педагогики

Определение 1

Согласно концепции современного образования, музейная педагогика – это наука, изучающая условия обучения, культурного и просветительского развития и воспитания современных детей разного возраста средствами музея.

Таким образом, цель музейной педагогики – создание условий для культурного развития детей средствами музея.

Данную цель на практике в настоящее время реализуют как учителя-предметники, так и музейные работники, а также методисты, преподаватели вузов, которые готовят специалистов музееведения и педагогов истории, литературы, химии, биологии, физики, в связи с тем, что каждая наука имеет свою историю возникновения и развития, что отражает наследие музея, призванное сохранить научно-культурный опыт предыдущих поколений следующим.

Эту же цель реализуют на государственном уровне, создав государственный стандарт с указанием конечных целей обучения на каждой ступени развития ребёнка, включая дошкольные и высшие образовательные учреждения всех типов, указав необходимость патриотического воспитания в современных условиях: предметные (как часть социального опыта и творческой самореализации), метапредметные (для возможности применения полученных умений в реальной жизненной ситуации) и личностные (культурно-ценностное направление) компетенции.

Музейные культурно-образовательные проекты способны решать поставленные цели в развитии названных компетенций.

Обозначенную цель конкретизируют поставленные перед наукой задачи.

Задачи общепедагогического характера

  1. Подготовка кадров: воспитателей, преподавателей начальной школы, учителей-предметников к восприятию музейной информации, методике её передачи с привлечением текстов, технических средств связи в условиях конкретного региона. Подготовка музейных работников для участия в образовательно-педагогическом процессе в условиях музея.
  2. Создание образовательных программ музейными работниками для разных социальных и возрастных групп.

    Недостаток существующих программ заключается в расчете на одноразовый визит, не предполагающий образовательных усилий, тогда как учителя-предметники нуждаются в качественном взаимодействии с музеями как образовательным пространством.

  3. Развитие национального самосознания, национальной самоидентификации.

  4. Разработка содержания диалога музея и посетителей.
  5. Создание условий для понимания значения культуры в жизни общества.
  6. Социализация подрастающего поколения.
  7. Профессионализация молодёжи.
  8. Создание предметно-пространственной среды в условиях музея.
  9. Развитие идеи непрерывного образования.
  10. Образование новых структур: центров музейной педагогики, общества развития культуры и искусства, виртуальных музеев, электронных музейных сообществ, в которые можно заходить через веб-сайты музеев. Расширение зон социокультурного воздействия.
  11. Поиск новых форм и модификаций: домашний музей, школьный музей.
  12. Поиск новых форм взаимодействия с посетителями музея, развитие диалога с ними и активности участия.
  13. Организация синтеза образования и творчески организованного досуга.
  14. Обеспечение взаимодействия семьи и школы.
  15. Организация педагогического процесса по целостному восприятию комплекса культурно-исторических ценностей.
  16. Максимальное удовлетворение запросов и интеллектуальных предпочтений личности.
  17. Формирование в сознании людей представления о том, что музей – это место, где можно продолжить образование, повысить свой социокультурный уровень.
  18. Развитие издательской деятельности на базе музеев в стране и за рубежом.

Конкретнонаправленные задачи музейной педагогики

  • Реализация педагогического процесса в условиях музея в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной.
  • Разработка методов для каждой возрастной группы: игровые, театрализованные для дошкольников, для среднего звена – интерактивные игры и викторины, игры-путешествия, для старшеклассников – организация форумов, встреч с интересными людьми, работы с подлинниками, круглые столы, фестивали, краеведческие чтения, арт-проекты для детей с ОВЗ и инвалидов. Социальные проекты, выставки. Конкурсы. Экспедиции,
  • ринги.
  • Решение задач патриотического воспитания в условиях музея.
  • Развитие социальной активности старших школьников средствами обучения в музее.
  • Развитие научно-поисковой деятельности учащихся.
  • Разработка совместных со школьниками и студентами проектов для развития, познания содержания музейных экспонатов об истории и развитии той или иной сферы.
  • Формирование личности студента как будущего педагога.
  • Развитие коммуникативно-информационной, культурно-просветительской и общекультурной компетенции у студентов средствами музея.
  • Развитие творческих способностей путём моделирования, реставрации.
  • Научить посетителей понимать язык вещей.
  • Научить музейных работников составлять невербальные сообщения путём экспонирования музейного пространства.
  • Сбор, хранение экспонатной информации, а также влияние, побуждение, стимулирование современного общества, творческих интересов разных социальных групп, ориентируя на самореализацию и самоопределение.
  • Создание интерактивных выставок и использование современных технических достижений для ознакомления с культурно-образовательным пространством.
  • Отслеживать актуальную интерпретацию музейных экспонатов.
Замечание 1

Таким образом, цели и задачи музейной педагогики обусловлены глобальными изменениями в современном обществе, развитием науки и информационных технологий, новых социальных заказов, образовательной реформой и новой концепцией образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :