Методы сравнительной педагогики


Методы сравнительной педагогики

Методы сравнительной педагогики

Сравнительная педагогика применяет не только методы педагогики, но и весь запас методов смежных наук, в частности следующие методы.

Описательный метод подразумевает передачу внешних признаков, черт, характеристик педагогических явлений. Здесь требуется точность, объективность, систематизация фактов, накопление нужной информации для анализа.

Статистический метод включает анализ численных показателей формирования системы образования. Трудность находится в том, что, во-первых, количественный рост не всегда является показателем положительных изменений в образовании, а во-вторых, данные и критерии национальной статистики плохо сопоставляются на международном уровне.

Исторический метод включает в себя анализ особенностей прогресса системы образования или ее отдельных составляющих, таких как образовательные учреждения, педагогические методики и т. д. Это позволяет лучше понять состояние проблемы путем изучения ее происхождения, коренных причин, истории развития.

Социологический метод включает анализ оценки соответствия организаций образования нуждам общества на определенном этапе его развития.

Сравнительный метод является главным в сравнительной педагогике. С его помощью можно выявить особенности, сходства и отличия образовательных систем, общие и частные закономерности их развития. Важным аспектом сравнительных педагогических исследований является разработка сравнительных показателей.

В сравнительной педагогике обширно применяются аналитические методы:

  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение,
  • абстракция,
  • индукция,
  • дедукция.
Замечание 1

Раньше специалисты применяли один или несколько методов для проведения сравнительных педагогических исследований. В настоящее время большинство исследований по сравнительным педагогическим проблемам характеризуются использованием целого ряда методов.

Исследования сосредоточены на анализе конкретных проблем образования, и поисках путей их решения. Они выполняются на материалах нескольких или целой группы стран и представляют определенную трудность для исследователя, поскольку требуют, чтобы он знал ситуацию в области образования не в одной, а во множестве стран (дабы иметь возможность разработать четкие критерии для сравнения).

Опыт использования методов сравнительной педагогики

Некоторые исследователи проводят двоичные (двойные) исследования, основанные на парных сравнениях; США - Россия, Франция - Испания. Энциклопедия сравнительного образования (1988, Оксфорд) содержит список наиболее важных направлений современных сравнительных исследований:

  • экономика образования;
  • политика и планирование в области образования;
  • дошкольное образование;
  • начальное и среднее образование;
  • высшее образование;
  • преподавание и подготовка преподавателей;
  • содержание образования;
  • неформальное образование (дистанционное обучение);
  • образование для взрослых;
  • статистика образования.

Согласно анализу работ в отечественной и зарубежной научной литературе, в последние время круг проблем сравнительных педагогических исследований неуклонно расширяется (в основном за счет вопросов, связанных с учебной практикой).

Сегодня повсеместно практическая ориентация исследований является обязательной для сравнительной педагогики, поскольку общепризнано, что наука играет решающую роль в определении будущего образовательной практики.

Прибегая к методу сравнения, было бы ошибкой полагать, что феноменологическая педагогика, основанная на внутреннем потенциале личности, игнорирует потребности социального образования. «Нам нужны люди, которые могут сопереживать, признавать и уважать других людей как самих себя, ощущать большую ответственность», - говорит один из идеологов фундаментальной педагогики, американский ученый Ч. П. Паттерсон. Его единомышленник К. Роджерс пишет, что школа должна быть наполнена дыханием жизни, и это «общество в миниатюре» стремится воспроизвести определенные политические, экономические и технологические процессы, облегчая на практике социализацию детей.

Сторонник социального фактора в образовании, французский ученый П. Бурдье осуждает традиционную социализацию личности как передачу знаний в форме принуждения слабых (учеников) сильными (учителями, школьными администраторами, политиками). Такое образование, по его мнению, фокусируется на конфликте, а потому является бесчеловечным и создает негативные качества личности.

В 1970-1990-е годы в сравнительной педагогике обсуждалась значимость описательных методов исследования. Таким образом, Г. Ной, Ф. Хилкер, М. А. Экштейн по-прежнему предпочитали индуктивные методы исследования, основанные на сборе фактов, стремились к научным обоснованиям отношений между образованием и обществом, прежде всего используя для этого эмпирические количественные методы наблюдения. Б. Холмс, критикуя данный подход, в пылу споров обвинил этих ученых в том, что они, будучи позитивистами, сбиваются с пути и оставляют «сравнительную педагогику» в прошлом. К. Оливер, принимая аргумент Б. Холмса, считал, что «путаница» среди компараторов вызвана в первую очередь недооценкой фундаментальных принципов сравнительной педагогики.

Методы сравнительной педагогики в настоящее время

В настоящее время применяют смесь количественных и качественных методов исследования. Предпочтение зачастую отдается качественным методам. Педагогические сравнительные исследования, как отметил Е. И. Бражник, в отличие от традиционных описательных методов по схеме «страна - страна», фокусируется на использовании множества эмпирических, функциональных, аналитических, статистических методов анализа. Это во многом связано с тем, что количественный статистический рост перестает быть основным показателем прогресса в образовании, а качественные показатели образования плохо поддаются международным сравнительным измерениям.

Потенциал методов сравнительной педагогики существенно расширился в итоге применения современных электронных средств. Видеооборудование оказалось важным инструментом исследования. Учеными изучаются видеоролики образовательных ситуаций с последующим их сравнительным анализом. Технические достижения в кодировании видео позволяют исследователям быстро перемещаться по цифровым записям, чтобы находить и анализировать определенные события. Закодированные видеоданные помогают отслеживать многие ситуации взаимодействия в классе, в частности, время, затрачиваемое на взаимодействие между преподавателем и учеником.

Анализ таких изображений облегчает разработку рекомендаций по оптимизации данного взаимодействия. При применении видеооборудования ряд вопросов остается нерешенным, в первую очередь, соблюдение конфиденциальности участников видеозаписей.

Замечание 2

В итоге международных исследований создаются аудиовизуальные глоссарии для расширения возможностей обучения в школьных классах и студенческих аудиториях. Такие глоссарии особенно полезны для преодоления языковых и культурных барьеров в процессе обучения.

Как уже говорилось, сравнительная педагогика использует множество методов смежных наук. На первом месте здесь стоят позитивистские дескриптивные методы. Основная цель таких методов - документировать изучаемые явления. На втором месте, методы исторического анализа педагогических проблем. На третьем месте, социологические методы, которые включают оценку соответствия образования потребностям общественного развития. На четвертом - антропологические методы, позволяющие фиксировать реальность, доступную для наблюдения, в интегральной форме или в виде отдельных единиц.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :