Методы исследования в педагогике


Методы исследования в педагогике

Основные методы исследования в педагогике

Основной задачей научных исследований педагогики является раскрытие объективных законов и закономерностей, на основе которых происходит процесс формирования всесторонне развитого человека, осуществляется управление и регулирование явлениями, которые составляют суть процесса воспитания, образования и обучения в качестве основных педагогических категорий.

Ход педагогического процесса характеризуется чрезвычайно сложным переплетением разносторонних объективных и субъективных факторов, влиянием разнообразных ситуаций и часто неконтролируемых элементов. Именно это составляет сложность методики научно-педагогических исследований.

Процесс познания явлений, в том числе и педагогических заключается в раскрытии научных законов, на основе которых развивается практическая деятельность. В свою очередь, практика является источником развития науки. Всесторонний анализ и обобщение передового педагогического опыта, практики – важнейший источник выявления и познания закономерностей воспитания, образования, обучения, дальнейшего развития самой педагогической науки, ее действенного влияния на подъем учебно-воспитательной работы школы.

На основе этого, педагогика определяет и отбирает методы научно-педагогических исследований, разработку вопросов теории и практики учебно-воспитательного процесса.

Среди этих методов основными являются:

  • наблюдение,
  • беседа,
  • ведение школьной документации,
  • педагогический эксперимент,
  • математические методы (метод вероятности и математической статистики),
  • кибернетический эксперимент и др.

Наблюдение, беседа и изучение документации в педагогике

Определение 1

Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение явлений воспитания и обучения без вмешательства исследователя в учебно-воспитательный процесс.

Подчеркивая важность наблюдения как метода научно-педагогического исследования, Л. Н. Толстой говорил, что школа является лабораторией, где учитель должен непрерывно наблюдать, проверять свои наблюдения, снова смотреть и вновь наблюдать.

Объектами педагогического наблюдения могут быть все элементы учебно-воспитательной работы: уроки по основам наук и труда, общественно полезный производительный труд, внеклассная и школьная работа учащихся, различные формы их коллективной деятельности, ученические организации.

Наблюдение проводят по установленной программе, предусматривающей определенную цель, систему, последовательность изучения тех или иных педагогических явлений. На основе наблюдений составляют описание явлений, фактов, делают сравнения.

Педагогическое наблюдение может дать желаемые последствия только тогда, когда собрано цельный фактический материал.

Определение 2

Важным методом педагогического исследования является беседа. Беседа применяется и как средство проверки собранного в процессе наблюдения и эксперимента фактического материала.

Беседа проводится по четко определенной теме. В соответствии с темой составляют вопросы для проведения педагогического исследования. Кроме основных вопросов, во время беседы ставят дополнительные, характер которых зависит от ответов воспитанников. Беседа фиксируется в форме протокольной записи или стенограммы.

В процессе научно-педагогического исследования приходится прибегать к изучению документации, которая характеризует учебно-воспитательную, трудовую, общественно полезную деятельность учащихся, работу школы в прошлом и теперь. ]

Изучение документации дает возможность собрать большой фактический материал, отражающий педагогический опыт.

Сравнительный метод исследования заключается в том, что педагогические явления, проблемы изучаются одновременно, параллельно на разных объектах. Этот метод успешно может применять учитель, работающий в параллельных классах, или экспериментатор в процессе наблюдения работы нескольких однотипных классов. На основе сравнительных данных можно делать выводы об эффективности применения тех или иных методов и форм обучения в различных условиях.

Методы экспериментального исследования

Определение 3

Экспериментом в широком смысле является контролируемое наблюдение над изменением качеств исследуемых явлений при предусмотренных изменениях определенных факторов и стабилизации всех других факторов.

Различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Природный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт в определенных условиях, в соответствии с поставленной задачей (рабочей гипотезой), причем устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим средством – стимулом или условиями воспитания, обучения и его результативностью. Постановка такого эксперимента не нарушает естественного хода учебно-воспитательного процесса. Объектом педагогического естественного эксперимента могут быть: организационные формы и методы обучения и воспитания, различные формы учебно-трудовой деятельности учащихся, формы и методы коллективной их деятельности.

Лабораторный педагогический эксперимент проводят в специально создаваемых условиях. Он дает возможность наблюдать определенное явление в лабораторных условиях и повторять его столько раз и при таком изменении условий его прохождения, которая нужна для выполнения поставленной задачи.

В процессе лабораторного эксперимента целесообразно проводить исследования, связанные с изучением ряда дидактических проблем, в частности касающихся физиолого-психологических основ обучения, навыков письма, решения задач, формирования трудовых навыков и тому подобное.

Педагогический эксперимент, как природный, так и лабораторный, включает три главных элемента:

  • постановку гипотезы;
  • проведение эксперимента (постановка опыта)
  • проверку результатов опыта на практике.

Точность, достоверность результатов эксперимента зависит прежде всего от теоретической позиции, которая положена в основу рабочей гипотезы и методики исследования.

В последнее время в исследовании педагогических проблем применяют кибернетику. Применение кибернетического эксперимента дает возможность глубже проникнуть в суть педагогических явлений и процессов, раскрывать действие тех физиологических и психических механизмов обучения и воспитания, которые в условиях обычного эксперимента или наблюдения и остаются неконтролируемыми.

Суть кибернетического эксперимента заключается в том, что определенная научная гипотеза о механизмах и структуре исследуемых физиологических и психических процессов воплощается в соответствующие физические модели.

Замечание 1

Гипотеза проверяется наблюдением за поведением модели и действиями учащихся при аналогичных ситуациях в процессе обучения и воспитания. Возможность такого моделирования возникает в связи с тем, что любые логические и математические операции могут быть однозначно отражены определенными физическими процессами в соответствующих технических устройствах.

Все шире в практике педагогической науки применяются методы научных исследований, построенные на основе использования кибернетики, математической логики, математической статистики.

Математические методы исследования дают возможность преодолеть тот субъективизм, который до последнего времени существует в педагогической науке.

Применение математики в научных исследованиях обеспечивает проникновение науки в объективные количественные закономерности и структуры явлений, открывает возможность для точного предсказания хода и последствий изучаемых процессов, создает предпосылки для экспериментальной проверки теории, практического ее применения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :