Компоненты педагогического процесса


Компоненты педагогического процесса

Педагогический процесс как система

Определение 1

Педагогический процесс – это объединение связанно-согласованных в единое целое людей, педагогических процессов и явлений, которые направлены на достижение требуемого результата в педагогической деятельности.

Главными характеристиками педагогического процесса как системы считаются: единство, целостность, общность. Процесс педагогики реализуется в рамках педагогической системы. Процесс педагогики создается для реализации педагогических действий.

Система педагогики имеет четкое обозначение, организацию, набор элементов обладающих осязаемой структурой, в которой присутствует рациональное взаимоотношение. Также в системе существует подсистемы, такие как: воспитательная, образовательная, обучающая, развивающая. Совокупность этих элементов образует полноценное функционирование образовательного учреждения.

В свою очередь, подсистемы содержат в себе: субъект (педагог), объект-субъект (ученик), предмет изучения, цель и задачи, теорию, практику, обеспечение организации, контроль, условия, коррекцию.

Педагогический процесс как система обладает рядом компонентов, таких как:

  • Целевой;
  • Содержательный;
  • Деятельный;
  • Результативный.

Целевой компонент олицетворяет собой при нахождении в процессе, многообразие задач и целей педагогического процесса. Начиная с главной цели – эффективно-всестороннего развития личности объекта, заканчивая конкретными задачами формирования индивидуальных качеств и их отдельных элементов.

Содержательный компонент – это компонент, который отображает смысл, который заложен в основную цель, и её отдельные задачи.

Деятельный компонент характеризует собой взаимодействие между педагогом и воспитанником, сотрудничество возникшее у них, организацию и управление процессом, без которого невозможно достижение конечного результата.

Результативный процесс отображает эффективность протекания педагогического процесса, оценивает имеющиеся результаты, сопоставляя их с поставленной целью, которую все чаще в современной педагогике обозначают как «продукт».

Педагогический процесс с точки зрения целостного явления

Педагогический процесс как динамическая система должна осуществлять действия, направленные на решение обусловленных функций. Заинтересованность общества, направлена на высокое качество выполнения этих функций, а это возможно только в том случае, если педагогическая система будет функционировать как целостное явление. Целостность и гармония в личности воспитанника, возможно создать только в целостном педагогическом процессе.

Определение 2

Целостность – это искусственное определение качества образовательного процесса, которое характеризует высший уровень его развития. Целостный педагогический процесс характеризуется как, нечто содержащее внутреннее единство его компонентов, и их гармоничного взаимодействия.

Целостный педагогический процесс должен организовать такую деятельность учеников, которая бы опиралась на их жизненные потребности и интересы, оказывая при этом воздействие на все элементы личности: воля, чувства, сознание. Деятельность, которая наполненная нравственностью, всегда отвечает характеристикам целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сопоставим с едиными процесса обучения и воспитания, которые функционируют как отдельная часть и целое. Всегда есть единый и не разделимый педагогический процесс, который с помощью прикладываемых усилий со стороны педагогов, должен без остановок приближаться к целостности, путем расширения противоречия между личностью воспитанника и намеренно организованных для него воздействующих воспитательных действий.

Замечание 1

Целостность создает благоприятные условия, для разрешения существующих проблем в обществе. Благодаря ей, возможно повысить активность в обществе, к фундаментальным задачам которые следует решать уже сейчас, во имя будущих поколений. Целостность в педагогическом процессе, имеет возможность развить в подрастающем поколении мировоззрение, направленное на глубинные смыслы их существования на земле.

Компоненты педагогического процесса

Компонентами педагогического процесса можно назвать следующие:

  • ДОУ;
  • Средняя образовательная школа;
  • ПТУ;
  • Техникумы;
  • Училища;
  • Колледж;
  • Внешкольные учреждения (кружки, спортивные и музыкальные и т.д.).

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) рассчитаны на воспитание детей в возрасте от 2 до 5 лет. Основой воспитания является формирование фундамента для дальнейших воспитательных процессов.

Средняя образовательная школа предназначена для обучения детей, в возрасте 7 лет. Её целью является введение своих учеников в общепринятые науки, обучение базовым навыком через изучение предмета.

ПТУ, техникумы, училища, колледжи предоставляют обучающие дисциплины ученикам закончившим средне образовательную школу. В их структуре существует множество ответвлений изучаемых сфер деятельности. Эти учреждения предоставляют возможность, сократить обучение в ВУЗах на 2 года.

Во внешкольных учреждениях как правило обучаются дети дошкольного и школьного возраста. Влияние внешкольных учреждений происходит и на детей которые не посещают их. Подобные учреждения, как участник образовательного процесса, имеют четко обозначенные задачи, направленные на развитие конкретные стороны личности ученика, стремятся обеспечить необходимыми средствами для разрешения поставленных задач.

Замечание 2

Компоненты образовательного процесса представляют собой многообразие систем развития личности ребенка. Их деятельность сопряжена с образованием у ребенка права выбора, предоставления ему индивидуального пути развития. Со стороны родителей будет не лишней помощь детям в их направленности к развитию, опираясь на их индивидуальные особенности, которые будут способствовать их эффективному обучению.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :