Классификация речевых нарушений в логопедии


Классификация речевых нарушений в логопедии

Нормальное развитие речи обусловлено сбалансированным развитием трех ведущих компонентов:

  1. Наличие словарного запаса.
  2. Фонетический или звуковой компонент, отражающий нормальное функционирование артикуляционного аппарата человека.
  3. Грамматический компонент – способность правильного построения словосочетаний и предложений.

При возникновении нарушений с одним из компонентов, происходят изменения в навыках общения и возникают речевые нарушения. Речевые нарушения требуют определенной коррекции.

Причины возникновения речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии ребенка не происходит просто так. Для всякого нарушения речи имеются свои конкретные причины. Как правило, организм подвержен влиянию отрицательных внешних и внутренних факторов.

Внешними факторами, оказывающими неблагоприятное воздействие на развитие речи являются:

  • Нездоровая атмосфера жизнедеятельности. Если ребенок живет в неблагоприятной семейной обстановке, где все пропитано только отрицательным эмоциональным настроем и к тому же не получает должного педагогического воспитания, то речевые нарушения оказываются вполне обоснованными;
  • Повторение/копирование/подражание неправильной речи. Это может быть речь братьев/сестер, сверстников и т.д.;
  • Если взрослые общаются с ребенком только посредством сюсюканья т.е. искажают свою речь, то ребенок может также усваивать ее неправильно;
  • Наличие стрессовых ситуаций;
  • Физические нарушения здоровья организма

К внутренним факторам, вызывающим речевые нарушения относятся:

  • Патологии формирования и развития плода, вызванные инфекционными заболеваниями матери, наследственными факторами, приемом запрещенных лекарственных препаратов во время беременности, употребление спиртосодержащих напитков, радиоактивное излучение;
  • Недоношенность плода, гипоксия, родовая травма.
  • Помимо этого, речевые нарушения могут быть сопутствующим основному недугу заболеванием. Например, наличие психических недугов, аутизм, заболевания органов слуха.

Различные виды речевых патологий

Современная логопедическая наука опирается на две основные классификации речевых нарушений, которые рассматривают отклонения в нормальном речевом развитии с двух сторон и двух точек зрения, дополняют и помогают друг другу. Первая классификация основана на медицинских и педагогических исследованиях и носит название клинико-педагогической. Согласно этому подразделению, речевые нарушения делятся на две основные группы:

  1. Нарушения устной речи.
  2. Нарушения письменной речи.

Каждая группа нарушений имеет огромный спектр речевых нарушений, связанных с устными или письменными речевыми отклонениями от нормы. Так, первая группа нарушений, связанных с устным произношением, включает в свой состав речевые нарушения, обусловленные нарушениями звукопроизношения, темпов и плавности речи, интонации, голосообразования. Все эти нарушения имеют особые патологические термины:

  • Дисфония – нарушение голосовых функций. Они обусловлены либо полным отсутствием голоса, либо его структурными изменениями: силой, тембром. Голос может быть поражен функциональным или органическим путем в любом возрасте;
  • Брадилалия – речевое торможения, происходящие в виде растяжение гласных звуков и общей нечеткости речи;
  • Тахилалия – ускорение речи, происходящее в виде убыстрения речевого потока с сохранением лексической, грамматической и фонетической правильности;
  • Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог речевых мышц;
  • Дислалия – искажение звукопроизношения. Происходит в виде перемешивания, замены звуков;
  • Ринолалия – анатомические речевые нарушения, проявляющиеся в изменении произношения, тембре голоса. Голос приобретает определенную специфику, в виде гнусавости, невнятной, непонятной речи;
  • Дизартрия – недостаточная иннервация речевого аппарата, приводящая к нарушениям произношения. Она возникает в связи с нарушения работы центральной нервной системы. Может стать следствием заболевания церебральным параличом или в случае инфекций мозга.

Помимо этого, в устной речи могут возникнуть нарушения, связанные с внутренним оформлением высказывания. Такие нарушения бывают двух основных типов:

  1. Алалия – недоразвитие речи или вообще ее отсутствии из-за повреждений головного мозга в связи с нарушениями внутриутробного развития. В этом случае не развивается языковая система организма.
  2. Афазия – полная или частичная потеря речи, вызванная различного рода травмами и заболеваниями нервной системы. Происходит потеря речевых функций, которые уже были сформированы у человека.

Ко второй группе речевых патологий относятся нарушения, связанные с письменной речью. Здесь выделяют два основных вида нарушений

  • Дисграфия – специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в виде замены, пропуска, искажения букв. Если индивиду так и не удается овладеть письмом, то его патология именуется аграфией.
  • Дислексия – речевые отклонения в письменной речи, возникающие из-за нарушений в функционировании центральной нервной системы. Ребенок меняет местами слоги в словах и не может распознать некоторые буквы. Если овладеть чтением не удается, то патология именуется алексией

Ко второй основной классификационной группе речевых нарушений относится психолого-педагогическая классификация. Она рассматривает дефекты речи как часть системного нарушения. При этом учитываются психологические характеристики развития ребенка и лингвистические особенности подразделения дефектов, обусловленных нарушением формирования и применения средств общения.

Все патологии этой классификации делятся на две большие группы:

  1. Фонетическое и общее недоразвитие речи. Речевой процесс либо вообще не развивается, либо развивается очень медленными темпами.
  2. Заикание и патологии, не относящиеся к судорогам. Происходит нарушение речевого взаимодействия, коммуникация, при не имении органических повреждений структур.

Фонетические нарушения речи связаны с неправильным произношение звуков. Такая патология может быть врожденной или же, обусловленной нарушением функционирования центральной нервной системы и артикуляционного аппарата в результате травм физического или психического характера. Недоразвитие речи может быть также обусловлена врожденными дефектами или дефектами, вызванными различными травмами. Степень речевых нарушений может быть различной, что требует применения дифференцированного подхода к использованию логопедических приемов.

Помимо этого недоразвитие речи может быть вызвано умственной отсталостью ребенка, которая может быть разной степени.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :