Кинезиология – это наука, изучающая развитие головного мозга посредством использования определенных двигательных упражнений.
Метод кинезиологии помогает развивать умственные способности посредством определенных двигательных упражнений. Формами работы служат целостные комплексы кинезиологических и дыхательных упражнений, точечный массаж, ряд дыхательных упражнений, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, упражнений на релаксацию. Весь этот комплекс занятий укрепляет психофизиологическое здоровье ребенка, предупреждает возникновение у детей простудных заболеваний, повышает общий жизненный тонус.
Дыхательными упражнениями развивается самоконтроль и произвольность, улучшается ритмика организма. Упражнениями на развитие крупной и мелкой моторики стимулируются речевые зоны в коре головного мозга. Точечным массажем идет воздействие на биологически активные точки организма. Упражнения на релаксацию позволяют расслабиться и снять напряжение.
Кинезиологические упражнение – это определенный комплекс движений, который помогает активизировать межполушарное взаимодействие. Также данные упражнения помогают сконцентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой сторон тела.
Упражнения на развитие правого полушария развивают у детей творческие способности а основании наглядно-образного мышления, а также развивают интуицию. К таким упражнениям относят:
Упражнения на развитие левого полушария направлены на улучшение памяти, активизацию работы головного мозга, позволяют преодолевать математические трудности.
К таким упражнениям относят:
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память и внимание, а также помогают сформировать пространственные представления. К таким упражнениям относят: «Рубим капусту», «Барабан», «Лучики», «Маятник», «Да-нет» и пр. Наиболее часто кинезиологические упражнения используются в пальчиковой гимнастике, так как они очень нравятся детям. Эти упражнения помогают детям закрепить знания об окружающем мире в игровой форме.
Кинезиологические «рисовалки» - это кинезиологические упражнения, совмещенные с рисованием. В ходе кинезиологического рисования всем участникам действия необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному».
Например, на начальном этапе ребенок получает шаблон, который нужно раскрашивать одновременно двумя руками. Работу следует начинать с дорисовывания простейших точек и линий, а далее переходить на круги, спирали и волнистые линии. Когда дети уяснят технику дорисовывания простых шаблонов, можно предложить им более сложные шаблоны в которых требуется отобразить заданный тип узора или нарисовать целый объект. Упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.
В результате проведения серии упражнений, дети становятся внимательнее, обучаются четкому и ясному мышлению, способны убеждать окружающих в своей правоте.
Для получения яркого результата коррекционно-развивающей работы, следует соблюдать ряд следующих условий:
При регулярных занятиях у ребенка снижается тревожность, отмечается развитие устной речи, пропадает страх отвечать при коллективе, отмечается улучшение коммуникативных навыков, повышается мотивация к обучению, идет формирование логического мышления, повышение стрессоустойчивости, облегчается процесс письма и чтения.
Развитие крупной и мелкой моторики рук детей и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. Чтобы речь ребенка была в норме, необходимо вести целенаправленную работу. Хорошая и правильная речь является одним из главных условий полноценного развития ребенка. Чем более правильной и богатой будет речь, тем более содержательными будут отношения со сверстниками, а значит, ребенку будет легче высказать свои мысли, а значит, его возможности познания окружающего мира становятся шире. Иными словами, успешный ребенок – это хорошо говорящий ребенок.
Практическое значение применения кинезиологических упражнений заключается в том, что система оригинальных упражнений и игр способствует целостному развитию не только психофизиологического здоровья детей-дошкольников, но и развитию и исправлению недостатков устной речи, а также, впоследствии, предупреждения нарушений письма и чтения у будущих школьников.
На логопедических занятиях из всего многообразия кинезиологических упражнений применяются только предусмотренные и усовершенствованные педагогом для развития основных направления речевого развития детей: коррекция нарушений звукопроизношения, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.