Кинезиология в логопедии


Кинезиология в логопедии

Понятие кинезиологии

Определение 1

Кинезиология – это наука, изучающая развитие головного мозга посредством использования определенных двигательных упражнений.

Метод кинезиологии помогает развивать умственные способности посредством определенных двигательных упражнений. Формами работы служат целостные комплексы кинезиологических и дыхательных упражнений, точечный массаж, ряд дыхательных упражнений, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, упражнений на релаксацию. Весь этот комплекс занятий укрепляет психофизиологическое здоровье ребенка, предупреждает возникновение у детей простудных заболеваний, повышает общий жизненный тонус.

Дыхательными упражнениями развивается самоконтроль и произвольность, улучшается ритмика организма. Упражнениями на развитие крупной и мелкой моторики стимулируются речевые зоны в коре головного мозга. Точечным массажем идет воздействие на биологически активные точки организма. Упражнения на релаксацию позволяют расслабиться и снять напряжение.

Определение 2

Кинезиологические упражнение – это определенный комплекс движений, который помогает активизировать межполушарное взаимодействие. Также данные упражнения помогают сконцентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой сторон тела.

Кинезиологические упражнения

Упражнения на развитие правого полушария развивают у детей творческие способности а основании наглядно-образного мышления, а также развивают интуицию. К таким упражнениям относят:

  1. Левая рука – на животе, а правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар;
  2. Левая рука на животе, указательный палец правой руки располагается над губой, а средний палец – под губами. Нужно открывать рот и растирать область губ.

Упражнения на развитие левого полушария направлены на улучшение памяти, активизацию работы головного мозга, позволяют преодолевать математические трудности.

К таким упражнениям относят:

  1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считать при этом до десяти. Начинать упражнение следует с открытыми глазами, а продолжать с закрытыми.
  2. Массировать верхние и нижние веки, находясь с открытыми глазами.
  3. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Затем рисовать двумя пальцами круги на подбородке и лбу, считать при этом до тридцати.

Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память и внимание, а также помогают сформировать пространственные представления. К таким упражнениям относят: «Рубим капусту», «Барабан», «Лучики», «Маятник», «Да-нет» и пр. Наиболее часто кинезиологические упражнения используются в пальчиковой гимнастике, так как они очень нравятся детям. Эти упражнения помогают детям закрепить знания об окружающем мире в игровой форме.

Замечание 1

Кинезиологические «рисовалки» - это кинезиологические упражнения, совмещенные с рисованием. В ходе кинезиологического рисования всем участникам действия необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному».

Например, на начальном этапе ребенок получает шаблон, который нужно раскрашивать одновременно двумя руками. Работу следует начинать с дорисовывания простейших точек и линий, а далее переходить на круги, спирали и волнистые линии. Когда дети уяснят технику дорисовывания простых шаблонов, можно предложить им более сложные шаблоны в которых требуется отобразить заданный тип узора или нарисовать целый объект. Упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.

В результате проведения серии упражнений, дети становятся внимательнее, обучаются четкому и ясному мышлению, способны убеждать окружающих в своей правоте.

Для получения яркого результата коррекционно-развивающей работы, следует соблюдать ряд следующих условий:

  • кинезиологическую гимнастику следует проводить только в утреннее время, систематически, не пропуская выполнение;
  • упражнения должны выполняться в доброжелательной обстановке;
  • необходимо уделять пристальное внимание правильной технике выполнения упражнений, а при необходимости оказывать ребенку посильную помощь;
  • перед началом упражнения ребенку нужно разогреть ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла, нужно, чтобы в упражнение были вовлечены все пальцы руки;
  • никогда нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнения, лучше постараться выяснить причину отказа, а по возможности – ликвидировать ее.

При регулярных занятиях у ребенка снижается тревожность, отмечается развитие устной речи, пропадает страх отвечать при коллективе, отмечается улучшение коммуникативных навыков, повышается мотивация к обучению, идет формирование логического мышления, повышение стрессоустойчивости, облегчается процесс письма и чтения.

Развитие крупной и мелкой моторики рук детей и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. Чтобы речь ребенка была в норме, необходимо вести целенаправленную работу. Хорошая и правильная речь является одним из главных условий полноценного развития ребенка. Чем более правильной и богатой будет речь, тем более содержательными будут отношения со сверстниками, а значит, ребенку будет легче высказать свои мысли, а значит, его возможности познания окружающего мира становятся шире. Иными словами, успешный ребенок – это хорошо говорящий ребенок.

Замечание 2

Практическое значение применения кинезиологических упражнений заключается в том, что система оригинальных упражнений и игр способствует целостному развитию не только психофизиологического здоровья детей-дошкольников, но и развитию и исправлению недостатков устной речи, а также, впоследствии, предупреждения нарушений письма и чтения у будущих школьников.

На логопедических занятиях из всего многообразия кинезиологических упражнений применяются только предусмотренные и усовершенствованные педагогом для развития основных направления речевого развития детей: коррекция нарушений звукопроизношения, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :