В педагогической науке не существует четкого, единого определения: какие понятия и термины относить к категориям, а какие нет. Можно встретить множество разнообразных классификаций.
В обобщенном виде можно представить следующие педагогические категории:
Также распространенными в литературе являются такие педагогические категории:
Лев Кадцын, известный российский ученый в области педагогической науки, профессор, проанализировал педагогические труды. В результате чего сформулировал такую классификацию категорий педагогики:
Педагогика считается наукой об образовании, поэтому необходимо выделить такую категорию, как педагогическая система. Она представляет собой большое число связанных между собой элементов; объединяет их единая образовательная цель развития личности. Педагогическая система состоит из субъектов, содержания, средств, методов, процессов. Все эти понятия создают организованное влияние на процесс воспитания, обучения и развития личности. Каждое образовательное учреждение располагает своей педагогической системой.
Педагогическим процессом называется четко структурированное взаимодействие, находящееся в рамках определенной воспитательной системы, где контактируют воспитатель и воспитанник. Направлено оно на развитие индивидуальных качеств личности. Главная структурная единица образования - это педагогический процесс, который контролирует педагогическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Педагогическим взаимодействием является процесс, по ходу учебной работы между воспитателем и воспитанником, направленный на личностное развитие ребенка.
Образование является процессом, соединившим знания, умения, навыки, нормы поведения, отношения в единой учебной и воспитательной системе, для личностного развития ребенка.
Самообразованием называется внутренняя самоорганизованная система усвоения ценного опыта предшествующих поколений, самостоятельная деятельность человека по впитыванию новых знаний и информации, и совершенствование своих навыков и умений.
Воспитанием является процесс по созданию материальных и духовных условий по передаче исторического и культурного опыта от предшествующего поколения к новому поколению. Осознанное воздействие на сознание и поведение воспитанников для их формирования и развития, с целью их подготовки к жизни в обществе и трудовой деятельности. Воспитание как категория является основополагающей в педагогической науке. Воспитание в широком понятии - это влияние социума на личность, отождествление их. Воспитание в узком понимании - это целенаправленный воспитательный и образовательный процесс, организованный педагогическими работниками, с целью сформировать у воспитанников систему убеждений, взглядов, развить их как личности. Воспитание может решать конкретную педагогическую задачу: например, воспитать общественную активность ребенка.
Без самоорганизации, самовоспитания невозможен и собственно сам воспитательный процесс. Самовоспитанием является осознанная, целенаправленная работа на совершенствование человеком своих сильных сторон, положительных качеств личности, и устранение отрицательных личностных качеств. Таким образом, человек способен сам сформировать у себя качества какие он считает желанными, нужными и необходимыми. Без понятий самоанализа, самовнушения, самоконтроля, самоорганизации, самоубеждения, невозможен процесс самовоспитания. Он способен выполнять и личные обязательства, и обещания перед самим собой и перед обществом.
Обучение – это процесс по целенаправленной передаче исторического, общественного опыта, с целью усвоить новые знания, умения и навыки; и открыть новые способы для познавательной работы. Обучение есть процесс по приобщению детей новым знаниям и умениям, специально подготовленными для этого педагогическими работниками. Обучение - это главный путь для получения образования и усвоения новых знаний.
Самообучением называется процесс приобретения человеком ценного опыта предшествующих поколений, при помощи самостоятельно выбранных средств и методов, а также личных устремлений.
Педагогической технологией называется комплекс методов и средств по воспроизведению обучающих и воспитательных процессов, которые с успехом реализовывают образовательные цели.
Педагогической задачей называются конкретные педагогические обстоятельства, которые характеризуются контактом педагога и воспитанника для достижения определенной цели. Педагогическая задача является главным элементом педагогического процесса.
Социализация, что в переводе с латинского означает общественный, - процесс освоения человеком социального опыта в системе социальных связей и культурных норм.
Педагогический закон является важнейшей педагогической категорией для того, чтобы обозначить существенные, объективные, необходимые, общие, постоянно повторяющиеся явления в определенных педагогических ситуациях и обстоятельствах, тесная связь элементов педагогической системы, которая отражает механизмы самореализации, функционирования и развития единой целостной педагогической системы.
Представленным рядом основополагающих категорий и терминов, оперируют все педагогические дисциплины (в том числе и общая педагогика); такие категории призваны отражать систему и структуру педагогической науки, ее практическую деятельность (теорию, методическую систему, педагогическую технику, инструментарий). Операциональные понятия: методы, приемы, организационные формы, педагогические средства, раскроются в процессе изучения соответствующих учебных материалов.