Источники дошкольной педагогики


Источники дошкольной педагогики

Замечание 1

В современной дошкольной российской педагогике приоритетным источником является Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на непрерывность образования с младшего возраста до студенческих лет и самообразования в течение всей жизни.

Поэтому даже имеющийся педагогический опыт, бывший традиционным источником дошкольной педагогики, нуждается в пересмотре и переосмыслении в соответствии с новыми поставленными задачами.

Современные научные источники

В достижении целей ФГОС необходимо осуществлять обогащение индивидуального мировосприятия ребёнка. Это возможно делать несколькими путями:

  • создавать подходящую образовательную среду в ДОУ и дома,
  • исподволь направлять активность ребёнка в полезное для его развития и воспитания русло,
  • создавать условия для ознакомления с окружающим миром с помощью арт-педагогики, музейной педагогики.

Для развития ценностного восприятия действительности для дошкольной педагогики важны результаты исследований не только в сфере искусства, но и аксиологии. Данные этой науки позволяют достигать воспитания ценности моральной, социальной и психологической зрелости дошкольника.

Индивидуальное развитие дошкольника в ДОУ должно происходить с учётом личностно-ориентированного сопровождения в процессе образования, развития и воспитания.

Безусловно, источниками педагогики остаются прежние науки, сделавшие какие-либо открытия, важные для современного процесса обучения и воспитания. Это психология, педагогика, физиология, научные исследования об окружающей среде, человеке, живой природе и неживой.

Достижения этих наук позволяют предотвращать современные тенденции в проблемах развития детей с новым подходом как можно более раннего обследования.

Традиционные источники

Вместе с тем не все достижения используются, в психологии, например. В частности, это вопросы эмоционального развития дошкольников. У современных педагогов недостаточно знаний для понимания эффективности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста. Поэтому они редко применяют методы развития эмоциональной сферы ребёнка, по мнению Н. С. Ежковой.

Источником современной дошкольной педагогики будет история дошкольной педагогики.

Ещё одним источником современной дошкольной педагогики в соответствии с новейшими тенденциями являются направления правоведения в связи с требованиями ФГОС каждый ребёнок имеет право получить дошкольное образование в выбранном ДОУ.

Необходимость разработки новых программ в соответствии с ФГОС, поиск новых форм сотрудничества с родителями и их обучение для эффективности деятельности в образовании, требуют привлечение новых ресурсов, как творческих со стороны сотрудников ДОУ, так и общеметодических.

Например, ранее считалось, что ребенок с нарушениями в развитии речи не должен обследоваться до пяти лет, так как артикуляционный аппарат (формируется до полного окончания смены зубов) и речь полностью формируется к пяти годам.

Современные исследования в области логопедии и смежных областях доказывают, что если у ребёнка наблюдаются недостатки в речи, необходимо обращаться сразу, чтобы выявить причины этого, так как могут быть сопутствующие нарушения.

Поэтому чем раньше родители обращаются по беспокоящим их вопросам в развитии ребёнка, тем эффективнее происходит лечение, восстановление и реабилитация недоразвившихся функций организма.

Замечание 2

Достижения современной науки в использовании диагностики каждого периода детства находятся на высоком уровне. Диагностика предполагает обследование ребёнка комплексно, поэтому составление методик диагностирования является задачей комплекса наук (включая медицинские).

Это достижения в развитии информационных технологий, применение которых возможно с учётом достижений выше названных наук, в связи с чем необходима разработка методики их применения, отбора содержания, временного использования для каждого возрастного этапа дошкольного образования.

Так как дошкольные образовательные учреждения стали социальным институтом, то есть необходимость участия социологии в исследовании достижений данных учреждений, что также косвенно становится источником дошкольной педагогики.

В условиях поликультурного этнического состава современной России (беженцы, мигранты, поликультурное коренное население) культурология, этнология, этнолингвистика являются источниками для создания теоретических и практических условий комфортного пребывания детей разных наций в одной группе (с учётом билингвизма).

Иные источники

Вместе с тем нельзя обойти вниманием проблему финансового благополучия современного дошкольного учреждения, финансовым источником которого в отдельных уголках нашей страны становятся родители, вследствие недостатка бюджетных средств. В условиях всеобщего дошкольного образования данная ситуация является нарушением закона «Об образовании».

В современном образовании выделилось направление здоровьесберегающего обучения. Первоочередной значимостью для дошкольной педагогики являются достижения этого направления, в связи с имеющимися перегибами в дошкольном образовании в сторону интеллектуального развития. Современные дошколята страдают от недостатка двигательной активности, и соответственно имеют недостаточную физическую подготовленность к первому классу.

В связи с внедрением в современное образование направления «инклюзивного образования», начиная с дошкольной ступени, необходимо исследовать достижения инклюзии. Поэтому источником для развития данного направления являются как подготовка профессиональных кадров в вузе, так и переподготовка имеющихся кадров путём повышения квалификации или прохождения курсов в данном направлении.

Традиционным источником дошкольной педагогики остаётся, конечно, фольклор, в связи с тем, что данный фонд русской культуры постоянен и пополняется современными пословицами, поговорками, потешками в соответствии с реалиями времени.

Таким образом, многообразие источников дошкольной педагогики позволяет не только решать поставленные задачи, но и изучать возникающие проблемы в современном ДОУ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :