Исследования эстетического воспитания


Исследования эстетического воспитания

Исследования в эстетическом воспитании Иосифа Владимирова

В восемнадцатом столетии в России впервые появляются научные трактаты в области исследования эстетической воспитательной деятельности. Иосифом Владимировым и Семеном Ушаковым были заложены основы в области теоретической эстетики и эстетического воспитательного процесса, которые отразили отечественную эстетическую мысль того времени. Иосиф Владимиров был иконописцем, его трактат "Послание" явился первым искусствоведческим исследованием. Первая часть исследования состоит из 36 глав, где кратко изложены древние высказывания об искусстве, приводятся ссылки и цитаты. Вторая часть трактата написана в виде полемики с ярославским архидиаконом Иваном Плешковичем. Владимиров предлагает приблизить живопись к природной среде, восхищается творчеством западных мастеров. Впервые обосновал и употребил понятие "живописание" (живопись); им же была предложена классификация искусства. Призывал художников нравственно самосовершенствоваться.

Исследования Ломоносова, Бецкого и Новикова

В этом же столетии исследования в области эстетического воспитательного процесса были проведены Ломоносовым М.В., Бецким И.И., Новиковым Н.И. Они предложили в эстетическую часть воспитательной деятельности добавлять предметы эстетического цикла: музыку, танцы, литературу, рисование, игру на музыкальных инструментах. Иван Иванович Бецкой был профессиональным педагогом, им были созданы коммерческие училища, воспитательные дома, училище при Академии художеств. В училище при Академии художеств функционировал любительский театр, где ставились пьесы современных драматургов, в частности Сумарокова А.П.

Исследования Белинского, Чернышевского, Добролюбова

В девятнадцатом столетии русскими публицистами, критиками, философами Белинским В.Г., Чернышевским Н.Г., Добролюбовым Н.А. подчеркивалось воспитательное значение литературного творчества в эстетическом воспитательном процессе детей, было уделено огромное внимание проблематике детских книг, исследовалось педагогическое воздействие детской книги. Белинский в статье "О детских книгах" рецензирует сказки Гофмана и Одоевского, высоко оценивает воспитательное значение народных сказок и сказок классиков художественной литературы. Белинским были проведены многочисленные языковые исследования детской литературы. Детские книги должны отличать простота, ясность, выразительность и образность изложения. Также он предлагает возрастную периодизацию:

  • младенчество (от рождения до трех лет);
  • пора детства (от трех до семи лет);
  • отрочество (от семи до четырнадцати лет).

Исследования Ушинского и Блонского

Исследования в области эстетического воспитательного процесса проводились ведущими русскими педагогами Ушинским К.Д., Блонским П.П., Лесгафтом П.Ф. Эстетическое воспитание, по их мнению, являлось источником формирования эстетического чувства и эстетического вкуса. Обязательно должно изучаться детьми литературное и музыкальное творчество, музыка, изобразительное искусство, природа, занятия прикладным творчеством.

Ушинский К.Д. подробно проанализировал педагогический опыт работы европейских стран, оформил выводы о воспитательной силе народной традиции. Настаивал на использовании музыкальных средств в воспитательном эстетическом процессе.

Выдающимся ученым-психологом и педагогом Блонским П.П. были разработаны основополагающие идеи по эстетическому творчеству. Он определяет эстетическую воспитательную деятельность как формирование эстетического творчества, которое не должно быть изолированным от повседневного жизненного творчества.

Замечание 1

Искусство в воспитательном процессе должно взаимодействовать с активной жизнедеятельностью.

Исследования советских педагогов-новаторов

Советскими педагогами был обобщен опыт зарубежной и отечественной педагогической мысли, создана система эстетической воспитательной деятельности на базе государственной образовательной системы. Исследовали и разработали педагогическую теорию и практику Бакушинский А.В., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С., Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Ими пропагандировалось систематическое формирование и развитие органов чувств и творческих задатков учеников в процессе творчества.

Луначарский А.В., известный литературный критик, писатель и искусствовед отмечал большое значение искусства в эстетическом воспитательном процессе (литература, музыка, театр), отмечал развитую творческую активность детей. В своем исследовании "О воспитании и образовании" он призывает хранить наследия науки и искусства прошлых лет. Педагогом-просветителем Шацким С.Т. внесен огромный вклад в развитие воспитательной теории посредством различных видов искусств. Он уделяет значительное внимание внешним выражениям внутреннего переживания ребенка (танец, музыка, слово).

Шацкая В.Н. разработала теорию эстетического воспитательного процесса музыкальными средствами. Она отмечала большую роль народной музыки с ее очарованием, отмечала ее воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Советским педагогом-новатором Макаренко А.С. была теоретически обоснована и показана в практической деятельности роль искусства в создании детских коллективов. Эстетический воспитательный процесс, по его мнению, не только воспитание видением (красивое в картинах, одежде, небе), но и красота поступков.

Важные исследования в области эстетической воспитательной деятельности были проведены Сухомлинским В.А. Интеллектуальное развитие человека не происходит без тонкости чувств, переживаний, эмоционального и эстетического отношения к окружающим людям и к самому себе.

Освещала и исследовала проблемы эстетического воспитательного процесса детей в дошкольном возрасте профессор Ветлугина Н.А. В своем исследовании "Система эстетического воспитания в детском саду" она впервые объединяет все вопросы эстетического воспитательного процесса детей в дошкольном возрасте. Большая роль уделяется исследованию значения искусства в обогащении эстетическому восприятию.

Большая роль эстетического воспитания отмечалась известным русским философом Рубинштейном М.М. В своем труде "Эстетическое воспитание детей" он прослеживает историю возникновения идей эстетической воспитательной мысли.

Огромный вклад в исследования теоретического и практического аспекта эстетической воспитательной деятельности детей внесли Зимина А.Н., Комаров Т.С., Радынова О.П., которые раскрыли и исследовали общие вопросы эстетического воспитательного процесса средствами музыкальной и изобразительной деятельности.

Замечание 2

Анализ педагогической и философской литературы по проблемам исследования показал: на протяжении многих столетий эстетическому воспитательному процессу личности отводится важное значение.

Эстетический воспитательный процесс рассматривается как как важный фактор личностного развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :