Развитие информационного общества создает тенденции внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Они активно внедряются в практику медицинских учреждений и специальных коррекционных организаций. Сейчас наблюдается активное практическое использование информационных ресурсов в логопедической терапии, направленной на коррекцию речевых дефектов.
Современная электроника и коммуникативные средства создают условия развития новых форм обучения и организации коррекционной работы логопедов. Компьютерные технологии получили широкое распространение и активно применяются в специальной педагогике. Они позволяют достичь максимально возможного результата в коррекционном воздействии.
Коррекционная работа логопеда основывается на применении специализированных компьютерных программ, позволяющих провести диагностику речевого нарушения, организовать соответствующую коррекционную терапию, обучать детей и способствовать их развитию. Эффективность применения информационных технологий зависит от профессиональных навыков логопеда, способности применять новые методы и подходы в процессе коррекционного воздействия, обладать навыками работы с компьютерными технологиями.
Если у ребенка имеется системное речевое отклонение в развитии, то на его коррекции требуется достаточно много времени и сил. Применение информационных средств в коррекционной работе упрощает процесс восстановления речевых дефектов. Специализированные компьютерные программы разрабатываются с учетом принципов и специфики развития детей с различными формами речевых нарушений и помогают ускорить процесс их коррекции, а также подготовить ребенка к школьному этапу обучения, предупреждая появление новых речевых расстройств.
Поскольку в коррекционной терапии логопеда, основное значение отводится игровой терапии, то информатизация общества создает широкие возможности для развития игровой активности и заинтересованности детей в логопедических занятиях. Современные компьютерные игры увлекают и завораживают детское воображение, что позволяет направить его заинтересованность в нужное русло – процесс коррекции речи.
Применение компьютерной техники в логопедической деятельности способствует развитию активизации произвольного внимания, создает стимулы к обучению, расширению работы с наглядными пособиями, повышает продуктивность логопедического процесса обучения и развивает работы с данными мониторинга логопедической деятельности и повышает качество работы в целом.
Рисунок 1.
Применение информационных ресурсов в логопедической практике основывается на следующих принципах:
В логопедической практике применяются разнообразные компьютерные программы для обучения и развития детей.
Основными разновидностями таких программ являются:
Все программы разработаны на основе игры с разными уровнями сложности.
Использование современных информационных технологий в логопедической практике имеет целый ряд преимуществ. Компьютерные программы повышают стимулы детей для коррекции речевых отклонений, увлекая их, снимая напряжение и обеспечивая комфортную атмосферу на логопедических занятиях. Информационные ресурсы обеспечивают формирование психологического речевого фундамента: развитие восприятия, внимание и мыслительных процессов, посредством применения наглядных средств обучения. Посредством использования компьютерных технологий становится возможным развитие всех сторон речи, сенсорных и моторных функций, нормальное функционирование артикуляционного аппарата. В целом, применение ИКТ повышает качество учебного процесса, коррекционного воздействия и увеличивает работоспособность.
Рисунок 2.