ИКТ в логопедии


ИКТ в логопедии

Применение информационных технологий в логопедической практике

Развитие информационного общества создает тенденции внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Они активно внедряются в практику медицинских учреждений и специальных коррекционных организаций. Сейчас наблюдается активное практическое использование информационных ресурсов в логопедической терапии, направленной на коррекцию речевых дефектов.

Современная электроника и коммуникативные средства создают условия развития новых форм обучения и организации коррекционной работы логопедов. Компьютерные технологии получили широкое распространение и активно применяются в специальной педагогике. Они позволяют достичь максимально возможного результата в коррекционном воздействии.

Замечание 1

Коррекционная работа логопеда основывается на применении специализированных компьютерных программ, позволяющих провести диагностику речевого нарушения, организовать соответствующую коррекционную терапию, обучать детей и способствовать их развитию. Эффективность применения информационных технологий зависит от профессиональных навыков логопеда, способности применять новые методы и подходы в процессе коррекционного воздействия, обладать навыками работы с компьютерными технологиями.

Если у ребенка имеется системное речевое отклонение в развитии, то на его коррекции требуется достаточно много времени и сил. Применение информационных средств в коррекционной работе упрощает процесс восстановления речевых дефектов. Специализированные компьютерные программы разрабатываются с учетом принципов и специфики развития детей с различными формами речевых нарушений и помогают ускорить процесс их коррекции, а также подготовить ребенка к школьному этапу обучения, предупреждая появление новых речевых расстройств.

Замечание 2

Поскольку в коррекционной терапии логопеда, основное значение отводится игровой терапии, то информатизация общества создает широкие возможности для развития игровой активности и заинтересованности детей в логопедических занятиях. Современные компьютерные игры увлекают и завораживают детское воображение, что позволяет направить его заинтересованность в нужное русло – процесс коррекции речи.

Применение компьютерной техники в логопедической деятельности способствует развитию активизации произвольного внимания, создает стимулы к обучению, расширению работы с наглядными пособиями, повышает продуктивность логопедического процесса обучения и развивает работы с данными мониторинга логопедической деятельности и повышает качество работы в целом.



Рисунок 1.

Принципы применения информационных технологий в логопедии

Применение информационных ресурсов в логопедической практике основывается на следующих принципах:

  • Принцип полисенсорного подхода к исправлению речевых дефектов. Лечебная терапия проводится на базе различных анализаторов;
  • Системный подход к исправлению речевых дефектов. Применение информационных систем благотворно сказывается на работе по исправлению нарушений речи, носящих системный характер:
  • Произношение звуков;
  • просодические речевые элементы;
  • фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • лексико-грамматические языковые средства;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика;
  • связная речь.
  • Принцип развивающего и разграниченного образования и воспитания. Позволяет объективно выделить зоны актуального и ближайшего развития детей;
  • Принцип системности и поэтапности обучения. Применение имеющихся в наличии знаний для освоения новой информации, посредством перехода от простого к сложному;
  • Принцип доступности обучения. Программа обучения должна соответствовать возрастной специфике развития детей. Упражнения проводятся в форме игры;
  • Принцип индивидуального обучения. Программы коррекционного развития должны разрабатываться на основе учета специфических черт детского развития, их нужд и стремлений, а также форм речевых дисфункций;
  • Принцип беспристрастной оценки итогов деятельности ребёнка. Субъективная оценка не может быть проведена, поскольку все результаты демонстрируются визуально на экране монитора персонального компьютера;
  • Принцип игровой стратегии и ознакомления ребёнка с проблемным процессом. Игровой принцип коррекционной логопедической терапии с требованием к пользователю выполнить определенное задание делает возможным эффективное разрешение имеющихся логопедических задач и их практического воплощения;
  • Принцип воспитывающего обучения. Важное значение отводится воспитанию у детей волевых и нравственных свойств личности. Компьютерные программы облегчают процесс обучения и делает его максимально продуктивным;
  • Принцип интерактивности компьютерных ресурсов. Применение информационных технологий в логопедии осуществляется единовременно с формированием обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с проведением объективной оценки итогов работы.

Виды компьютерных программ, применяемых в логопедии и их значение

В логопедической практике применяются разнообразные компьютерные программы для обучения и развития детей.

Основными разновидностями таких программ являются:

  • «Игры для тигры» - исправления общего недоразвития речи в старшем дошкольном возрасте и на начальном этапе школьного этапа развития. Программа разрабатывается на основе учета форм речевых дефектов и индивидуальных особенностей детей и проявлении у них речевых отклонений;
  • «Домашний логопед» - проведение автоматизации поставленных речевых звуков на основе применения совокупности красочных слайдов, символизирующих слова, обозначающие определенный звук. Программа включает образцы правильного произношения звуков;
  • «Развитие речи. Учимся говорить правильно» - программа упражнений для формирования звуковой области речевого функционирования;
  • «Учимся читать. Страна буквария» - методика обучения грамматического строения речи и освоение пропедевтики информатики.

Все программы разработаны на основе игры с разными уровнями сложности.

Использование современных информационных технологий в логопедической практике имеет целый ряд преимуществ. Компьютерные программы повышают стимулы детей для коррекции речевых отклонений, увлекая их, снимая напряжение и обеспечивая комфортную атмосферу на логопедических занятиях. Информационные ресурсы обеспечивают формирование психологического речевого фундамента: развитие восприятия, внимание и мыслительных процессов, посредством применения наглядных средств обучения. Посредством использования компьютерных технологий становится возможным развитие всех сторон речи, сенсорных и моторных функций, нормальное функционирование артикуляционного аппарата. В целом, применение ИКТ повышает качество учебного процесса, коррекционного воздействия и увеличивает работоспособность.



Рисунок 2.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :