Задачи сравнительной педагогики


Задачи сравнительной педагогики

Функции сравнительной педагогики

В современной научной литературе можно найти множество попыток установить задачи сравнительной педагогики как науки.

По нашему мнению, в нынешних условиях сравнительная педагогика призвана выполнять следующий ряд функций:

  • Информационно-аналитическая функция включает сбор, тщательную обработку, дальнейшую систематизацию и анализ информации о развитии образовательной практики за рубежом.
  • Аккумулирующая функция предполагает последующую работу с первичными источниками, углубленный анализ собранных материалов. Изучение положительных и отрицательных аспектов зарубежного опыта, выделение общих, региональных и местных тенденций в развитии систем образования и их связей здесь выходят на первый план.
  • Функция коррекции позволяет на основе сравнения законов и тенденций развития национальной системы образования с зарубежными коллегами разрабатывать рекомендации по корректировке управления системой образования.
  • Координационная функция подразумевает установление контакта и связи между специалистами и учебными заведениями, обмен опытом, разработку общих подходов, что облегчает интеграцию национальной системы образования во всеобщее мировое образовательное пространство.
  • Прогностическая функция дает возможность планировать развитие национальной системы образования, принимая во внимание глобальные тенденции и национальные особенности.
  • Селективно-адаптивная функция предполагает внедрение позитивных форм и методов педагогической деятельности в национальную систему образования и определение границ их возможного применения.

Вполне очевидно, что вышеперечисленные функции сравнительной педагогики проявляются неравномерно. Четко просматриваются аналитические и аккумулирующие функции, частично координирующие. Иные функции находятся пока в зачаточном состоянии из-за малой степени зрелости сравнительной педагогики.

Замечание 1

Особенностью современного этапа является то, что задачи сравнительной педагогики фокусируются на поисках вариантов диверсификации образования, критериев качества образования, методов образования в многонациональных обществах, вхождении национальных школьных систем в мировое образовательное пространство и т. д.

Базовые задачи сравнительной педагогики

Задачи сравнительной педагогики преимущественно академические и лишь некоторые из них прикладные. Среди общего массива целей ученые (Г. Ной, Б. Холмс) особо выделяют четыре задачи:

  • описание процессов и / или результатов действия систем образования;
  • научное обоснование практики образования и обучения, деятельности учебных заведений;
  • определение взаимосвязи между обществом и образованием;
  • формулировка обобщений по материалам исследования систем образования более чем одной страны.

В предлагаемой классификации первые две проблемы характеризуются как применяемые, последние две - как академические.

В более поздней работе «Тенденции сравнительного образования (тенденции в сравнительном образовании)» Б. Холмс подчеркивает, что целью этой области гуманитарных знаний по-прежнему является желание более полно понять фундаментальные тенденции в развитии отечественных систем образования и способствовать теоретическому обоснованию образовательных реформ не на основе фикции и мифов, а только лишь с учетом скрупулёзно собранных данных и детального анализа проблем, с которыми сталкиваются национальные правительства.

Таким образом, Б. Холмс не ограничивает задачи сравнительной педагогики одним лишь изучением, сопоставлением и анализом школьных проблем, а расширяет их, включив в данную сферу аспекты планирования политики в области образования и реализации стратегий реформы образования.

Как для теоретической, так и для прикладной сравнительной педагогики Холмс формулирует три основные задачи исследования: объяснение, прогнозирование и верификацию. Эти задачи тесно взаимосвязаны. Объяснение тенденций в развитии конкретной системы образования основано на анализе его отдельных связей в их отношениях.

Замечание 2

Если событие можно предсказать, оно должно быть объяснено, а затем проверено на практике. Гипотеза, выдвинутая компаративистом, проверяется, когда предсказанное событие подтверждается реальностью или отклоняется ею.

Задачи сравнительной педагогики обуславливают ее функции: объяснительные, прогностические, критические и передаточные. Пояснительная функция сравнительной педагогики включает анализ функционирования системы образования и ее отдельных элементов. Холмс интерпретирует эту функцию, основываясь на своем понимании роли причинно-следственных связей в сравнительных педагогических исследованиях.

Ученый ставит задачей сравнительной педагогики не только объяснить реальные события как следствие предыдущих, но и предсказать последующие события на основе анализа доступных фактов и явлений. Холмс подчеркивает, что специфика метода, который он предложил, заключается в том, что он не объясняет нынешние события предыдущими фактами, а способен предсказать эти события на основе гипотетических высказываний и предлагаемых решений с учетом конкретной ситуации в обществе.

Задачи на современном этапе

Задачи сравнительной педагогики на современном этапе наполнены конкретным содержанием. В данном случае речь идет о

  • поиске эффективных условий подготовки к действиям на интегрированных рынках труда и образования;
  • формировании педагогических советов по диверсификации образовательных программ при одновременном снижении объема всеобщего образования и усилении профессиональной, специализированной подготовки;
  • разработке основанных на фактических данных критериев оценки качества и эффективности образования.

Насущные задачи сравнительной педагогики:

  1. систематическое описание последних и малоизвестных фактов, которые отражают реальный процесс развития образования в других странах.
  2. систематизация и анализ количественных данных о формировании систем образования в данных странах.
  3. выявление и анализ наиболее важных законов и тенденций развития образования в различных странах.
  4. разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и результативности образования в стране.
  5. определение приоритетных направлений образовательной политики.
  6. сравнение достижений и недостатков образования в зарубежных странах.

Основным методологическим вопросом сравнительной педагогики является то, в какой мере и в каких формах можно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :