Этапы истории педагогики


Этапы истории педагогики

Этапы развития педагогики в Древнем мире

Замечание 1

Педагогика являясь наукой с богатой историей, со своими ошибками, отречениями, озарениями формировалась на протяжении всего эволюционного периода человека и не останавливается по сегодняшний день. Развитие общества во всем времена требовала от педагогики создания специальных воспитательных учреждений, внедрения инновационных методик обучения человека.

Благодаря этому в определенный период развития человечества, в тот момент когда производственный и научный прогрессы стремительно развивались а рабовладельчество находилось в более позднем периоде, образование трансформировалось в отдельный институт воспитания, образовались воспитательные учреждения, появились специалисты которые должны были воспитывать и обучать детей.

Подобные школы появились в Древнем Египте и Греции, странах Дальнего Востока. Уже в древнем мире многие ученые понимали важность воспитания и передачи положительного опыта подрастающему поколению. Царь Соломон в своих изречениях делал особый акцент на воспитательной функции отцов, которые должны были обучить своих детей определённым трудовым деятельностям. Со временем воспитание усложнилось и расширилось, процесс воспитания получил интенсивное и эффективное развитие, началось всё с основ философии.

Начальные этапы развития воспитания проходил в следующих периодах и местах:

  • Первобытный, общинный строй на заре своего развития ставил перед воспитанием цели по приобретению жизненного опыта, трудовых навыков детьми. В тот период основной упор делался на развитие земледелия и животноводства, именно детей обучали выращивать растения и ухаживать за животными. Девочки совместно с матерями готовили еду, шили одежду, изготовляли посуду. Мальчики совместно с отцами обучались охоте и рыбалке, учились боевым искусствам. Стиль жизни первобытного человека был тесно связан с природой, именно поэтому проводилось множество языческих обрядов, праздников, к которым приучились дети. Дети обязаны были знать историю своего рода, традиции. Воспитательный процесс был неотделимо связан с бытом первобытного человека, поэтому не могу сформироваться в отдельную науку.
  • Воспитание в Спарте Так как в городе Спарта основным являлся спорт, воспитание детей было построено на развитии в детях физической стойкости и духовной выносливости, чтобы в дальнейшем у ребенка были силы управлять робами. Спарта готовила войной в специальных учреждениях, ребенка в возрасте семи лет забирали из семьи, после чего он должен был освоить следующие дисциплины: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, неприхотливость в еде, не страшиться темноты, с легкостью переносить все тяготы и невзгоды, перебарывать голод, жажду. Главным условием обучения являлось формирование в мальчиках беспрекословного уважения к старшим, грамотно и четка формировать свои мысли. В период с 18 по 20 лет все юноши проходили военную подготовку, после чего их причисляли к армии. Воспитательная направленность Спарты прививало детям призрение к рабам и физическому труду, а также глубочайшее уважение к спортивным достижениям. Девочки также должны были быть физически крепкими для того чтобы управлять рабами, их образование ограничивалось только чтением и письменностью. Девочки наравне с мужчинами принимали участие в спортивных состязаниях. В то время когда мужчины были на войне, женщины должны были защищать свой город и держать рабов под строгим контролем.
  • Воспитание в Афинах являлось полной противоположностью Спартанскому. В Афинах главной целью было воспитание в детях ума, нравственно-эстетических качеств, физических. Они считали, что идеальным может быть только тот, кто идеален физически и нравственно. До семилетнего возраста дети воспитывались в семье, для развития умственных способностей им читали литературные произведения, сказки, играли с ними в игры. В общем своем смысле Афинское воспитание было построено на эмоциональном развитии и носило эстетический характер.

Воспитание в Древнем Риме и Римской империи как этап истории развития педагогики

Воспитание в Древнем Риме носило семейный характер и осуществлялось в стенах дома. Но для этого требовалась значительный достаток, именно поэтому педагогики занималась на дому литературой с детьми из знатных и богатых семей. Девочки и мальчики до пятилетнего возраста воспитывались вместе, после чего их разделяли. Девочек воспитывали мамы, няни, их главной целью было развить в них способности к рукоделию, музыке и танцами.

Воспитанием мальчиков занимались отцы и воспитатели, их обучали владению оружием и вырабатывали навыки трудовой деятельности. Дети не состоятельных граждан получали образование в частных или платных школах. Именно поэтому начинают образовываться грамматические школы, в которых преподавали: риторику, греческий язык, историю, литературу. Благодаря появлению общественных форм, образовательные занятия проводились без проблем. Именно так воспитание в Риме переходит из семейного института в общеобразовательный.

Воспитание в Средневековье как этап в истории развития педагогики

В средневековье яркий характер носило воспитание терпеливого, смеренного человека, именно поэтому процесс воспитания потерял свою прогрессивность. Духовенство того периода очень негативно относилась к культуре античного времени, науке, школе, искусству.

Замечание 2

Основной идей воспитания было постоянное указание на божественную кару за непослушание. Считалось, так как ребенок рождается во грехе и имеет прямое отношение к первородному греху, этот грех возможно искупить только через смирение.

Воспитанием детей занимались монахи, священники, процесс обучения проходил в духе христианства, дети обучались чтению и письменности на латинском языке. Дети изучали молитвы наизусть, подвергались тяжелым физическим наказаниям, им каждый день напоминали о тяжести грехов и каре со стороны бога за неповиновение.

Углубленное светское воспитание получали отпрыски феодалов и рыцарей. Рыцарей обучали следующим навыкам и манерам:

  • Езда верхом
  • Фехтование
  • Плаванье
  • Владение мечом
  • Охота
  • Игра в шахматы
  • Петь песни для своих дам


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :