Педагогика являясь наукой с богатой историей, со своими ошибками, отречениями, озарениями формировалась на протяжении всего эволюционного периода человека и не останавливается по сегодняшний день. Развитие общества во всем времена требовала от педагогики создания специальных воспитательных учреждений, внедрения инновационных методик обучения человека.
Благодаря этому в определенный период развития человечества, в тот момент когда производственный и научный прогрессы стремительно развивались а рабовладельчество находилось в более позднем периоде, образование трансформировалось в отдельный институт воспитания, образовались воспитательные учреждения, появились специалисты которые должны были воспитывать и обучать детей.
Подобные школы появились в Древнем Египте и Греции, странах Дальнего Востока. Уже в древнем мире многие ученые понимали важность воспитания и передачи положительного опыта подрастающему поколению. Царь Соломон в своих изречениях делал особый акцент на воспитательной функции отцов, которые должны были обучить своих детей определённым трудовым деятельностям. Со временем воспитание усложнилось и расширилось, процесс воспитания получил интенсивное и эффективное развитие, началось всё с основ философии.
Начальные этапы развития воспитания проходил в следующих периодах и местах:
Воспитание в Древнем Риме носило семейный характер и осуществлялось в стенах дома. Но для этого требовалась значительный достаток, именно поэтому педагогики занималась на дому литературой с детьми из знатных и богатых семей. Девочки и мальчики до пятилетнего возраста воспитывались вместе, после чего их разделяли. Девочек воспитывали мамы, няни, их главной целью было развить в них способности к рукоделию, музыке и танцами.
Воспитанием мальчиков занимались отцы и воспитатели, их обучали владению оружием и вырабатывали навыки трудовой деятельности. Дети не состоятельных граждан получали образование в частных или платных школах. Именно поэтому начинают образовываться грамматические школы, в которых преподавали: риторику, греческий язык, историю, литературу. Благодаря появлению общественных форм, образовательные занятия проводились без проблем. Именно так воспитание в Риме переходит из семейного института в общеобразовательный.
В средневековье яркий характер носило воспитание терпеливого, смеренного человека, именно поэтому процесс воспитания потерял свою прогрессивность. Духовенство того периода очень негативно относилась к культуре античного времени, науке, школе, искусству.
Основной идей воспитания было постоянное указание на божественную кару за непослушание. Считалось, так как ребенок рождается во грехе и имеет прямое отношение к первородному греху, этот грех возможно искупить только через смирение.
Воспитанием детей занимались монахи, священники, процесс обучения проходил в духе христианства, дети обучались чтению и письменности на латинском языке. Дети изучали молитвы наизусть, подвергались тяжелым физическим наказаниям, им каждый день напоминали о тяжести грехов и каре со стороны бога за неповиновение.
Углубленное светское воспитание получали отпрыски феодалов и рыцарей. Рыцарей обучали следующим навыкам и манерам: