Фундаментальные изменения в экономической, политической, культурной жизни России, которые начали зарождаться еще во второй половине XVII века с постепенным переходом от средневековья к европейским стандартам, продолжились в период правления Петра I. Течение обстоятельств само сформировало реформы в начале XVIII века, они были необходимы сами по себе, но так как они внедрялись крайне медленно, Петру I пришлось принять решительные меры для ускорения их внедрения.
К моменту начала Петровской эпохи правления Россия во многих областях уступала западной Европе, особенно в экономических аспектах, что могло привести к утрате национального суверининтета. Данное отставание определялось отсутствием у России доступа к морям, что в тот период характеризовалось как фундаментальная важность влияющая на развитие экономики страны.
Для того чтобы выйти к морю, России необходима была сильная армия, имеющая внушительное вооружение. Также ситуация обострялась внутренними проблемами, такими как:
Именно эти факторы сподвигли Петра I на реформы XVII века, которые усилили реформаторские процессы внедренные практически во все аспекты жизни страны. Разработанные реформы были направленны на усиление и укрепление абсолютной монархии. Началось строительство заводов, фабрик, городов, промышленность получило колоссальное развитие, также как и внешняя и внутренняя торговля. Армия усилила свою мощь, что позволило вести военные действия против Турции, Швеции.
Экономически-политическое развитие России потребовало увеличения профессиональных кадров: офицеров, инженеров, моряков, ученых, врачей. С этим связана возникшая потребность в проведении реформы просвещения. Именно поэтому положение церкви резко изменилось, приняв вид государственной. Теперь церковь подчинялась светской власти и стала оружием правления. Церковь потеряла всяческий контроль над образованием, отныне начался период государственного образования, эпоха просвещения Петра I использовала образование в своих целях.
Процесс присвоения государством образования повлиял на становление нового понимания воспитания, в педагогические основы начали проникать новые начала. В период церковного обучения весь педагогический процесс был един для всех, также как и цели, грамоту изучали по изданиям Священного писания с целью прочтения этих книг, в своем широком смысле религиозно-церковное воспитание было направленно на формирование христианского сознания у детей, с почтением религиозных канонов.
Изменение органов управления за образовательным процессом, в целом положило начало трансформации процессов воспитания, что изменило его суть. В общем подходе к обучение сохранились цели создания христианско-религиозной личности у воспитанника, государство этому не препятствовало. Но обучение перейдя в руки государства приобрело разнообразный вид, который должен отвечать нормам и требованиям государства, что привело обучение к светскому виду, окрасив его новыми тонами.
История развития эпохи просвещения в России начинает с функционировании двух академий:
Период правления Петра I стал фундаментальным для России. Были переписаны исходные ценности общества, образование сменило ориентиры с учетом западного опыта. Культура и ценности Российской истории были отодвинуты на задний план, общество подверглось жесточайшему гонению за свои мировоззренческие взгляды. Многие люди отдали жизнь за свои ценности, так заживо было сожжено целое поселение в районе Василеостровского острова. Церковная Русь сопротивлялась чужеродному завоевателю их истории.
Эпоха просвещения породила новую педагогическую эру в России, фундаментальные знания накопленные за многие века практической и теоритической воспитательной деятельности, синтетически были лишены своего авторитета и значимости в процессах формирования сильного духом общества.
Период правления Петра укоренил в фундаменте формирования России идею создания сильной армии, обширной экономической системы взаимоотношений. Единственным фактором обеспечивающий авторитетный статус России является природные ресурсы и армия, что в свою очередь привело к стагнации в развитии духовности общества. Внешняя «броня» России укрепилась, однако внутренняя структура ослабла.
Государство видит в образовании и воспитании лишь процесс формирования требуемых кадров, для разрешения своих целей. В масштабном формировании истории России, действия Петровских реформ оказали двоякое воздействие на развитие страны. С одной стороны без решительных действий, спровоцированных обстановкой в стране, могло бы произойти непоправимая стагнация России в фазе средневековья, что оттолкнуло бы нас в развитии от всего мира еще больше. С другой стороны замещение духовного воспитания европейскими идеалами вынудило Русскую душу примерять на себе «одежку не по лицу».