Развитие воспитательных систем началось в период античности. Существуют данные о римских, афинских, спартанских школах, в которых преобладали свои воспитательные системы, отличавшиеся целями и методами реализации.
Многие философские деятели того времени считали главным в развитии личности ребенка доброты, положительных качеств характера, уважения к старшим, подавляя тем самым пагубные привычки. Эти аспекты воспитательной деятельности сохранили свою актуальность до наших дней.
Дошкольная педагогика оформилась как наука в период, когда чешский педагог-практик Ян Амос Коменский сформировал структуру воспитательного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В основе данной системы лежали прогрессивные идеи о воспитании и развитии личности ребенка, в частности ученый:
В XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель создал воспитательную систему для детей младшего возраста, которая в итоге оказала значительное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. Он считал, что в основе всего живого в мире лежит единое божественное начало, а человек хранитель частички бога. Главным предназначением человека является выявление в себе божественного начала. Процесс воспитания должен раскрывать в ребенке его творческие стороны личности, заложенные инстинкты и навыки, без насильственного определения. Для Фребеля главной составляющей в воспитании детей являлась игра, с помощью которой ребенок может проявить своё божественное начало, воспитывает свои нравственные привычки и черты характера. Фребель полагал, что через индивидуальные и коллективные игры, через подражание взрослым, ребенок сможет перенять у них нравственные привычки.
Основной заслугой Фребеля является внедрение в воспитательный процесс разнообразных видов детской деятельности, таких как: работы со строительными материалами, подвижные игры, гончарное дело.
Киевская Русь реализовывала воспитание детей через семейные ценности. Главной целью воспитания являлось подготовка детей к трудовой деятельности, выполнение определенных социальных потребностей. Важную роль играло духовно-религиозное воспитание. Основными средствами для воздействия на детей являлись аспекты народно-педагогической культуры (народные игры, сказки, скороговорки и прочее). Всё эти педагогические средства передавались устно.
После крещения Руси особую роль в воспитании детей начала занимать церковь. Сформировались устои, в которых осуществляли обряды, заучивали молитвы. Первые популярные школы, обучающие детей из высших сословий, появились в России в XI веке.
Под влиянием реформ Петра I, происходивших вначале XVIII века, Россия претерпевала значительные изменение и развитие. Дошкольное воспитание в этот период не являлось самостоятельной наукой, а реализовывалось под влиянием отраслей педагогики. В Гатчине была открыта первая экспериментальная школа для воспитания малолетних детей, они проводили там целый день, занимались изучением предметов, ели, спали, играли, в основном на свежем воздухе, детей старшего возраста обучали грамоте и письменности.
Большую часть воспитательного дня занимали беседы и рассказы. Экспериментальная школа просуществовала не долго, но показала эффективность подобного взаимодействия с дошкольниками.
В России отметились множество педагогов как новаторы воспитательных методов и систем. Среди них можно выделить следующих педагогов: