История дошкольной педагогики


История дошкольной педагогики

Начало становления дошкольной педагогики

Развитие воспитательных систем началось в период античности. Существуют данные о римских, афинских, спартанских школах, в которых преобладали свои воспитательные системы, отличавшиеся целями и методами реализации.

Замечание 1

Многие философские деятели того времени считали главным в развитии личности ребенка доброты, положительных качеств характера, уважения к старшим, подавляя тем самым пагубные привычки. Эти аспекты воспитательной деятельности сохранили свою актуальность до наших дней.

Дошкольная педагогика оформилась как наука в период, когда чешский педагог-практик Ян Амос Коменский сформировал структуру воспитательного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В основе данной системы лежали прогрессивные идеи о воспитании и развитии личности ребенка, в частности ученый:

  • Определил необходимость в учете возрастных особенностей воспитанников, а также их индивидуальных способностей.
  • Сформировал периоды развития ребенка, включавшие в себя: детский, отроческий, юности, возмужалости. Периоды разделялись на шесть лет, каждый имел свою шкалу.
  • Создал пособие в картинках, благодаря которому дети смогли наглядно знакомиться с вещами и явлениями природы и мира.
  • Доказал значимость использования в учебно-воспитательной деятельности с детьми наглядных методов.
  • Выделил необходимость в первые шесть лет жизни ребенка развивать у него речь, навыки восприятия окружающего мира, органов чувств.
  • Выдвинул идею по созданию обучающей программы которая смогла бы подготовить ребенка к дальнейшему развитию в школе. Данная программа включала в себя основы всех известных наук. Знания имели последовательность и переходили от легких к сложным.

В XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель создал воспитательную систему для детей младшего возраста, которая в итоге оказала значительное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. Он считал, что в основе всего живого в мире лежит единое божественное начало, а человек хранитель частички бога. Главным предназначением человека является выявление в себе божественного начала. Процесс воспитания должен раскрывать в ребенке его творческие стороны личности, заложенные инстинкты и навыки, без насильственного определения. Для Фребеля главной составляющей в воспитании детей являлась игра, с помощью которой ребенок может проявить своё божественное начало, воспитывает свои нравственные привычки и черты характера. Фребель полагал, что через индивидуальные и коллективные игры, через подражание взрослым, ребенок сможет перенять у них нравственные привычки.

Замечание 2

Основной заслугой Фребеля является внедрение в воспитательный процесс разнообразных видов детской деятельности, таких как: работы со строительными материалами, подвижные игры, гончарное дело.

Развитие педагогики в России

Киевская Русь реализовывала воспитание детей через семейные ценности. Главной целью воспитания являлось подготовка детей к трудовой деятельности, выполнение определенных социальных потребностей. Важную роль играло духовно-религиозное воспитание. Основными средствами для воздействия на детей являлись аспекты народно-педагогической культуры (народные игры, сказки, скороговорки и прочее). Всё эти педагогические средства передавались устно.

После крещения Руси особую роль в воспитании детей начала занимать церковь. Сформировались устои, в которых осуществляли обряды, заучивали молитвы. Первые популярные школы, обучающие детей из высших сословий, появились в России в XI веке.

Под влиянием реформ Петра I, происходивших вначале XVIII века, Россия претерпевала значительные изменение и развитие. Дошкольное воспитание в этот период не являлось самостоятельной наукой, а реализовывалось под влиянием отраслей педагогики. В Гатчине была открыта первая экспериментальная школа для воспитания малолетних детей, они проводили там целый день, занимались изучением предметов, ели, спали, играли, в основном на свежем воздухе, детей старшего возраста обучали грамоте и письменности.

Большую часть воспитательного дня занимали беседы и рассказы. Экспериментальная школа просуществовала не долго, но показала эффективность подобного взаимодействия с дошкольниками.

Российские педагоги, повлиявшие на развитие дошкольного образования

В России отметились множество педагогов как новаторы воспитательных методов и систем. Среди них можно выделить следующих педагогов:

  • К.Д Ушинский являлся создателем русской педагоги, частной дошкольной педагогики. Он склонялся к тому, что необходимо создать народную воспитательную систему, отвечающую интересами и потребностям народа, в которой развивались бы патриотические чувства к Родине, гордость за свою нацию, особой любви к трудовой деятельности. Ушинский создал концептуальную теорию детской игры, обосновав её эффективность научно-психологическими фактами.
  • А.С. Симонович характеризовала дошкольные образовательные учреждения с точки зрения подготовительной ступеньки к обучению в школе. Она предложила идею о создании в детском саду элементарных групп для детей в возрасте от шести до семи лет. Сформировала общие идеи детского сада, стремилась создать общие задачи для садика и школы, опираясь на психологическую индивидуальность каждого ребенка дошкольного и младшего возраста. Симонович считала, что взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками должны базироваться на образе семейного отношения.
  • Е.Н. ВОДОВОЗОВА стала первым педагогом-ученым, раскрывшим полностью проблемы умственного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. За основу своей воспитательной системы детей дошкольного возраста взяла принцип народного воспитания. Большое внимание уделяла развитию в детях физического состояния, любви к трудовой деятельности, как одних из главных аспектов, влияющих на формирование нравственности личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :