Дыхательная гимнастика в логопедии


Дыхательная гимнастика в логопедии

Развитие речевого дыхания у детей

Любая речь опирается на правильное дыхание. Оно составляет ее фундамент. От правильного дыхания зависит нормальное голосовое и звуковое звучание, плавность и музыкальность речи. Если дыхание верно, то ребенок способен правильно произносить звуки, говорить громко, четко, с интонацией и выражением. В этой связи, работа логопеда над развитием детской речи начинается с постановки правильной дыхательной техники.

Замечание 1

Правильная техника дыхания предполагает возможность делать глубокие вдохи и произносить звуки и их сочетания на выдохе, чтобы распределить воздух точно и целесообразно. Если этот процесс проходит нормально и правильно, то затраты мускульной энергии значительно сокращаются, звучание голоса улучшается и речь становится более плавной и приятной на слух.

Что касается корректировки речи детей младшего дошкольного возраста, то она сопряжена с некоторыми особенностями их развития. Объем их легких еще достаточно мал, а соответственно диафрагмальная мускулатура очень слабо развита. По этой причине возникают следующие сложности с освоением дыхательной техники:

  1. Дети делают нерациональные выдохи т.е. ребенку не хватает воздуха, чтобы произнести всю желаемую фразу. Его речь прерывается для того, чтобы сделать еще один вдох. А это сопряжено с возникновением еще одной проблемы – забытия того, что хотел сказать. Также, речь ребенка, из-за нерациональных затрат воздуха становится тихой и непонятной к концу предложения.
  2. Дыхательный аппарат ребенка слабо развит, потому вдохи и выдохи не могут производиться в полном объеме. Таким образом, речь ребенка становится тихой и невнятной вначале и незавершенной в конце предложения. Иногда, дети делают глубокие вдохи перед каждым словом, поскольку им не хватает дыхания для их произношения. Естественно, что правильность речи нарушается.
  3. Эти проблемы обуславливают необходимость развития речевого дыхания у детей, посредством применения особых методик, дыхательных техник, упражнений.
  4. Развитие правильного речевого дыхания приводит к тому, что ребенок начинает говорить более спокойно и размеренно, а произносимые звуки будут звучать четко и правильно. Этого можно достичь посредством различных игровых дыхательных методик и специальных логопедических упражнений, направленных на правильную постановку воздушной струи/

Основными задачами по формированию речевого дыхания являются:

  • Развитие способностей дышать правильно во время произношения звуковых;
  • Укрепление лицевых и грудных мышц;
  • Предупреждение заболеваний дыхательной и нервной системы;
  • Совершенствование интеллектуальной работоспособности детей;
  • Обеспечение формирования нормального звукопроизношения и просодических речевых элементов;
  • Развитие мотиваций в заинтересованности к проведению занятий;
  • Усвоение лексических и грамматических основ речевого построения.

Дыхательные упражнения имеют важное функциональное значение, поскольку они способствуют формированию правильной, здоровой осанки, улучшают кровообращение и приводят в баланс работу всех систем органов. Поскольку речевое дыхание отличается от обычного своей специфической постановкой, то основной задачей логопеда является его становление и развитие в правильном направлении.

В овладении речевым дыханием принимают участие сознание и воля человека, обеспечивающие контроль за выполнением, необходимой дыхательной задачи. На основе тренировки, речевое дыхание со временем приобретает вид непроизвольного и организованного

Основные правила проведения дыхательной гимнастики

Приоритетное значение в правильном речевом дыхании играет выдох, поскольку все звуки и их сочетания произносятся именно в момент выдыхания. Дыхательная гимнастика нацелена на формирование и закрепление правильного выхода, который должен быть длинным и плавным.

Для формирования целесообразного речевого дыхания важно придерживаться следующих основных правил выполнения дыхательных упражнений:

  1. Вдох должен проводиться через нос и вдыхать воздух следует небольшими объемами. Чтобы отследить насколько глубоко ребенок делает вдох, нужно наблюдать за расширением его грудной клетки.
  2. Выдох производится плавно и спокойно и обязательно через рот.
  3. На выдохе следует избавиться от всего объема воздуха, который был набран на вдохе. При этом важно делать небольшие паузы между выдохами.
  4. Дыхательная гимнастика должна проводится в помещении, где есть возможность обеспечить нормальную воздушную циркуляцию т.е. регулярно проветривать его.
  5. Дыхательная гимнастика выполняется на пустой желудок, чтобы избежать возможных приступов тошноты.
  6. Выбор упражнений зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Чем младше ребенок, тем слабее развит его дыхательный аппарат и тем проще упражнения должны быть избраны.
  7. Дыхательные упражнения должны проводиться не более 6 минут.
  8. Важно контролировать проведение гимнастики, следить за напряжением шейных и плечевых мышц ребенка, его бодростью. Переутомлений стоит избегать.

Виды дыхательной гимнастики

Существует огромное количество методик проведения дыхательных упражнений. Их выбор обусловлен конкретными задачами коррекционной работы логопеда и видами речевых дефектов.

Начинать дыхательную гимнастику следует с постановки правильного выдоха, поскольку от него зависит произношение звуков. Для развития правильного выдоха применяются такие виды дыхательных упражнений:

  • «цветной дождик» - создается конструкция из лент или серпантина, котрый закрепляется на леске и ребенок дует на них;
  • «морская регата» - создаются кораблики из бумаги, запускаются в емкость с водой и посредством дуновения происходит управление их движением по воде;
  • «снежок» - из ваты создаются сугробы снега, которые ребенок должен раздуть;
  • «магический пузырь» - стандартная игра пускания мыльных пузырей, с помощью покупного набора или самостоятельно приготовленного раствора;
  • «спортивные карандаши» - укладывается два карандаша разных цветов и посредством дуновения на них, происходит их перемещение.

Тренировка речевого дыхания происходит при помощи гимнастики, направленной на проговаривания слогов: кап-кап, топ-топ, ау, уа и т.д., Помимо этого используются техники произнесения чистоговорок, чтобы отработать те звуки, которые ребенку даются плохо и учатся небольшие четверостишья.



Рисунок 1.

Для того, чтобы речь ребенка стала звонкой, понятной и четкой, требуется сформировать работу дыхания и голосовых связок. Для этого применяются такие виды упражнений, как:

  • «лесенка» - произносят сочетания слогов, например, та-та-та-та с уменьшением или увеличением громкости;
  • Подражание животным звукам: мяу, гав, му и т.д.;
  • Чтение сказок или стихов. При этом текст должен быть не просто прочитан на одном дыхании, а с изменением интонации, тона, громкости голоса, выражения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :