Духовно-нравственное воспитание в семье


Духовно-нравственное воспитание в семье

Семья, как основа духовного и нравственного становления личности

В современных условиях развития общества сохраняются традиции семейного воспитания. Семья считается одним из самых важных и значимых институтов воспитания.

Семья, ее культура и семейные ценности претерпевают изменения вместе с общественными преобразованиями. Более развитое общество требует иных подходов к воспитанию. Это относится и к семейному воспитанию.

На сегодняшний день, современный этап общественного развития, требует перехода на новый уровень нравственного воспитания. Существующее нравственное воспитание не устраивает современное общество и потому семейное воспитание нравственности и духовности является животрепещущей проблемой.

Нравственное воспитание в семье должно быть ориентировано на развитие в ребенке способности не только брать, но и отдавать, чувств доброты, бескорыстия, желания помогать другим людям, быть честным, отзывчивым и милосердным.

Замечание 1

Нравственное воспитание в семье сопряжено с любовью к своему ребенку. Она проявляется в непрерывном ознакомлении с его желаниями, стремлениями и потребностями, изучение его способностей и возможностей, а также создание благоприятной атмосферы для его развития. Любовь к ребенку связывается с удовлетворением потребностей родителей в саморазвитии и самосовершенствовании.

Основными условиями духовно-нравственного воспитания в семье являются:

  • Знание своего ребенка, его потребностей, стремлений и реальных возможностей;
  • Привлечение ребенка к семейным взаимоотношениям, общим проблемам и вопросам семейного быта;
  • Саморазвитие и самосовершенствование родителей.

Семейное воспитание нравственности направлено на выработку основных нравственно-волевых свойств личности:

  • самостоятельности,
  • ответственности,
  • настойчивости,
  • организованности,
  • дисциплинированности.

Волевые качества должны закладываться с ранних лет, а поскольку семья является основным институтом воспитания в раннем возрасте, то именно ей отводится основная роль в привитие этих качеств.

Если эти качества окажутся неразвитыми в ребенке, то в последствие это может привести к серьезным проблемам его развития и социализации. Ребенок может вырасти ленивым, безответственным, неуверенным в себе, эгоистом. Также, это приводит к неспособности в будущем самостоятельно справляться с трудностями и противостоять внешним отрицательным факторам. Кроме того, это может привести к проблемам с обучением и дисциплиной.

Семья приобщает ребенка к трудовой деятельности. При этом, нравственное значение труда просматривается в семье наиболее полно. Ребенку поручается выполнение простых трудовых заданий, выполняя которые он понимает, что его труд важен и полезен для семьи. В процессе трудовой деятельности осуществляется нравственное развитие и формирование основных нравственных свойств личности. Поэтому трудовая деятельность ребенка в семье должна носить нравственные ориентиры т.е. ребенок должен помогать, проявлять заботу и внимание к другим членам семьи, сопереживать. Трудовые задания должны строиться таким образом, чтобы стимулировать ребенка к их доведению до конца и развивать желание быть полезным и выполнять трудовые поручения ежедневно.

Воспитание ребенка в семье проходит ежеминутно. Родители не обязательно должны присутствовать в доме и что-то объяснять ребенку, чтобы он усваивал нравственные и духовные качества и развивался как личность. Климат в семье и взаимоотношения между ее членами во многом определяют эффективность нравственного семейного воспитания. Ребенок наблюдает и копирует поведение родителей и потому от их нравственного развития зависит и формирование его духовно-нравственных качеств. Для каждого ребенка, семья является местом, где происходит формирование основных моральных свойств личности и вырабатываются ориентиры взаимоотношений с окружающим миром.



Рисунок 1.

Способы духовно-нравственного воспитания в семье

Чтобы в процессе семейного воспитания у ребенка закладывались основные моральные и нравственные принципы и он духовно развивался, требуется соблюдения ряда условий и применения особых способов воспитательного воздействия:

  • Преобладание атмосферы любви. Взаимоотношения в семье должны быть построены на любви и взаимопонимании. Ребенок должен чувствовать заботу и любовь родителей для реализации своих нравственных потребностей. Члены семьи должны находиться в близких отношениях, помогать друг другу, сопереживать и уважать желания и потребности друг друга.
  • Преобладание искренности в семейных взаимоотношениях. Ни в коем случае нельзя строить взаимоотношения с ребенком на обмане и лжи. Даже, если скрываемая информация может нанести вред психике ребенка, не стоит что-то выдумывать и лгать ему. Следует, в доступной ему форме объяснить почему ему не следует знать ту или иную информацию, причину, по которой она является для ребенка секретной.
  • Способ словесного воздействия. Важное значение имеет общение с ребенком. Все проблемы нужно обсуждать и давать детям разъяснение тех или иных ситуаций, поступков. Именно в ходе разъяснений и обсуждений происходит формирование и постижение основных нравственных понятий. Родителям следует знать, что и как сказать. Важно все: содержание разговора, интонация, время.
  • Избежание упреков. Ни в коем случае не следует упрекать детей, поскольку это может привести к развитию у них комплексов неполноценности, заниженной самооценки. Должна даваться свобода для принятия самостоятельных решений и несение ответственности за них. При этом никто не запрещает направлять детей.
  • Наказание, но только в крайних случаях. Наказания имеют результативность, только если не оскорбляет и не унижает человека и заставляет осознать свое поведение и ошибки.
  • Воспитание чувств. От родителей требуется и словами и поступками вызывать в ребенке переживания, пробуждение тех или иных чувств. При этом чувства нельзя навязывать, они должны развиваться естественным образом.
  • Быть примером и образцом поведения. Родители должны быть для ребенка примером, показывая своим поведением, поступками, эмоциональным проявлением, трудовой активностью, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях.
  • Устранить воздействие на ребенка безнравственных личностей. Важно знать чем занимается ребенок и с какими людьми он общается. Это поможет вовремя предотвратить негативное воздействие и уберечь от проблем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :