Дидактика представляет собой теоретическую и одновременно нормативно-прикладную научную теорию. Дидактика является отраслью педагогического научного знания и занимается разработкой научной базы образовательной и воспитательной деятельности. Этот раздел педагогики исследует проблемы учебно-воспитательного процесса и изучает цели, задачи, приемы и средства, применяемые в образовании.
Понятие дидактика было введено в немецким педагогом Вольфганг Ратке. Дидактическая наука служит для обогащения общей культуры общения и мышления. Дидактические приемы обучения ориентированы на познавательную работу от простого к сложному, от освоения теоретических научных концепций к практической реализации научных знаний. Дидактическая наука работает по принципу изучения закономерностей обучения, его принципов и теорий, затем рассматриваются формы, методика, приемы и средства, применяемые в образовательной сфере.
Дидактическая наука базируется на трех ведущих концепциях:
Я.А. Коменским была разработана концепция дидактического энциклопедизма. Она заключалась в том, что учащимся должно было быть преподнесено огромное количество научной информации, требующей усвоения. Это способствует лучшему пониманию и изучению объекта. Это требует от педагога применения интенсивны методов обучения и приложения огромных усилий учащихся, их самостоятельное познание.
П. Я. Гальпериным была разработана инновационная методика обучения, предполагающая по ступенчатое включение умственных действий. Чтобы учебный процесс принес должный результат, необходимо выполнять пошаговую инструкцию, включающую последовательные действия. Обучение должно носить целенаправленный характер, только так можно усвоить учебную программу.
Л.В. Занков разработал концепцию развивающего обучения и предложил новые принципы, расширившие традиционные, на которые ранее опиралась дидактическая наука:
Существующие теории дидактики собрали огромный опыт практической обучающей работы и направлены на раскрытие закономерностей, принципов и приемов устройства учебного процесса. Дидактические теории служат для описания учебных технологий и характера взаимоотношений, возникающих между субъектами учебного процесса – педагогом и учеником.
Значимую роль играют следующие дидактические теории.
Ассоциативная теория обучения. Эта теория основывается на чувственной стороне познания. Предполагается, что познавательный процесс невозможен без наглядных моделей, способствующих лучшему восприятию научной информации и продвижению сознания к обобщениям. Впервые, эта теория была предложена основоположником педагогической науки Я.А. Коменским. Дж. Локк также является одним из ее основателей. Ассоциативное обучение должно происходить посредством восприятия различных образов и формирования на их основе представлений об изучаемом объекте. Однако, теория не лишена недостатков. Ассоциативное обучения не позволяет развивать творческую активность и самостоятельную работу, поскольку навыки поиска новых знаний не закладываются при ее применении.
Теория пошагового становления интеллектуальных действий в учебном процессе. Эта теория основывается на поэтапном процессе обучения, позволяющем усваивать информацию об исследуемом объекте по частям. Управление учебным процессом происходит пошагово:
Эта теория предполагает первостепенную роль педагога в учебном процессе. От его действий и правильной организации их выполнения зависит результативность выполнения учебной программы. Педагог должен грамотно и доступно донести до обучающихся сущность их действий, которые необходимо выполнить и ознакомить с процедурой и способами их выполнения. Итоговые результаты оказываются положительными, только учебный процесс начинается с материализованных действий. Эффективность применения этой теории доказана при обучении спортсменов, музыкантов, водителей. Но теория имеет определенные рамки использования, поскольку начинать учебный процесс с предметного восприятия не всегда возможно. Разработчиками этой теории являются П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина.
Управленческая теория обучения. Процесс обучения предполагается проводить на основе управленческих концепций. Это значит, что его организация базируется на постановке стратегических, тактических и оперативных планов и задач. Первоначально необходимо определить цели обучения и сформировать информационную базу учебного процесса. Затем строятся планы и прогнозы обучающей деятельности. Далее начинается непосредственно организация учебного процесса, принимаются решения, стояться взаимосвязи и взаимоотношения между участниками процесса, выбираются приемы выполнения работ. По ходу выполнения непрерывно осуществляются контрольные мероприятия и оцениваются результаты проведения учебной деятельности и при необходимости вносятся поправки в плановые мероприятия.