Определение 1
Дидактика представляет собой самостоятельную отрасль педагогической науки, занимающуюся созданием научных основ образовательной деятельности.
Дидактика базируется на определенных принципах, определяющих предмет, методы, приемы и формы организации учебно-воспитательной деятельности, отвечающие целям и задачам образования.
Дидактические принципы формируются в теориях обучения, которые задают профессиональную базу для проведения учебного процесса и организации учебных занятий. Дидактические теории дают педагогам основу для направления проведения занятий различных форм, позволяют сориентировать на воплощение творческого замысла лучшим путем и мотивировать познавательную активность учащихся. Это позволяет достигать максимально продуктивных результатов учебного процесса.
То, каким образом происходит организация учебного процесса, называется формой обучения, которая реализуется посредством применения конкретных методов обучения.
Определение 2
Таким образом, методы дидактики представляют собой способы взаимодействия между педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе. Метод состоит из комплекса приемов, выбор которых определяется формой обучения, конкретной учебной программой и индивидуальными особенностями учащихся.
Методы обучения закладываются при планировании образовательного процесса и разработке учебных программ. Выбор методов не является универсальным процессом. Важное значение имеет гибкий подход к применению методов обучения и их изменение в ходе реализации учебной программы, при необходимости.
Ведущие дидактические принципы
Дидактика базируется на следующих основных принципах:
- Принцип научности – предмет обучения и учебные программы должны содержать только те положения, которые отождествляют актуальную научную информацию;
- Принцип самостоятельности и сознательности – ориентация на развитие логического и системного мышления, творческих способностей и возможностей обучаться самостоятельно, стремиться расширять свой круг знаний и навыков;
- Принцип последовательности и преемственности – учебные программы должны быть изучены по порядку и логичности, при этом ранее усвоенные знания должны обогащаться и развиваться, реализуясь во вновь изученном материале;
- Принцип наглядности – организация учебного процесса с применением технологий и средств, требующих активизацию всех органов чувств для наиболее эффективного усвоения научных знаний;
- Принцип доступности – предполагает учебную деятельность на конкретном уровне умственных способностей, максимально напрягая мыслительные механизмы;
- Принцип прочности – освоение ранее открытых истин т.е. не требуется открывать что-то новое, нужно лишь, посредством мозговой работы и памяти освоить научную информацию и сохранить ее ;
- Принцип взаимосвязи теории и практики – научные знания должны быть подкреплены примерами и опытами из жизни Только на практике можно реально осознать суть и действие, усвоенных научных знаний и развить определенные навыки.
Основные дидактические методы и их подразделение
Дидактическая система рассматривает методы обучения как действия педагогов, нацеленные на организацию учебной работы, ориентированной на конкретный результат. Дидактика исходит из необходимости соответствия методов, применяемых в обучении педагогом с методами, используемыми в самостоятельной работе учащимися. Применение методов дидактики является двусторонним процессом.
Дидактических методов существует большое множество. Не разработано даже единой научной классификации, поскольку критериев для их подразделения можно подобрать очень и очень много, особенно если учесть ориентацию на индивидуализацию учебного процесса.
В зависимости от целей дидактики или характера познавательной деятельности, методы дидактики подразделяются на:
- Словесные – способствуют развитию речи и мыслительных процессов, позволяют преподнести большой объем информации за короткое время, но не дают практического опыта исследования. К ним относится речь педагога, учебная литература, лекционный материал.
- Наглядные – наглядные иллюстрации при помощи изображений, плакатов, таблиц, схем, моделей, активизирующие восприятие и представление об изучаемом объекте и формирование знаний о нем.
- Практические – практические задания для претворения в жизнь и реализации, освоенной теоретической информации. Сюда входят упражнения, решения задач, лабораторные опыты.
- Комплексные – сочетание двух и более групп методов, позволяющих сформировать умения на базе научных знаний, закрепить и отработать их, найти пути решения, поставленной педагогом проблемы, осуществлять экспериментальную деятельность.
В зависимости от места в организации учебного процесса, методы дидактики делятся на три группы:
- Методы организации и практического претворения учебно-воспитательной деятельности.
- Методы формирования стимулов и мотивов. Как правило, применяются дидактические игры.
- Методы контроля и самоконтроля учебного процесса. Они могут реализовываться в устной, письменной, лабораторной, исследовательской форме.
Методы, которые активизируют познавательную заинтересованность учащихся и носят продуктивный характер называются активными методами дидактики. Если процесс обучения проходит с малыми временными затратами и длительными единовременными сеансами и, при этом используются активные методы, то это направление носит название интенсивных методов обучения.
В зависимости от логической последовательности, применяемого учебного материала, методы дидактики бывают:
- Метод различия – активизация внимания на значимых сторонах изучаемого явления с помощью примеров, где его нет.
- Метод совпадения – активизация внимания на явлении или ситуации с помощью разных примеров, где оно обнаруживается.
- Метод сопутствующих изменений - показ зависимостей между переменными.
- Метод остатка - сравнение нескольких возможных путей разрешения проблемы, итогом которого является выбор оптимального метода. Исследования свидетельствуют об результативности обучения при отсутствии логической организованности материала.
В процессе обучения активно применяются подсказки и оказание помощи в освоении учебной программы. Это позволяет повысить результативность учебной деятельности.