Категории дидактики


Категории дидактики

Дидактика в педагогической деятельности

Определение 1

Дидактика представляет собой особую часть педагогической науки, которая занимается развитием общих представлений и тенденций в образовании и воспитании детей.

Дидактика не углубляется в конкретные педагогические предметы, она способна решать вопросы только на общем уровне, то есть те, которые касаются педагогического процесса в целом.

Без дидактики невозможно построить качественную систему образования, способную эффективно выстраивать образовательные элементы в общую систему.

Также дидактика призвана решать общие задачи и цели образовательной и воспитательной деятельности.

Замечание 1

Основная общая цель дидактики – это построение грамотной и эффективной системы образования в современном мире.

Для достижения данной цели дидактика решает множество задач:

  • формирует программы обучения и развития детей;
  • организует комплексный подход в образовании;
  • регулирует порядок и последовательность образовательных программ и элементов;
  • формирует систему воспитания детей;
  • всячески повышает качественную составляющую педагогического процесса; организовывает грамотный подход к вопросам воспитания и обучения и т.д.

Таким образом, без дидактики педагогическая наука не сможет полноценно функционировать и развиваться.

Основные категории дидактики

Основными категориями современной дидактики являются:

  1. Непосредственно процесс преподавания. Данное направление подразумевает организацию непосредственно процесса образования, то есть работа с педагогическим составом и формирование условий для качественного обучения. Педагог должен в зависимости от общих целей и задач дидактики подготовить рабочее место для себя и учеников, владеть информацией, которую он будет излагать в рамках занятий, использовать методы воспитания и обучения в процессе обучения, использовать актуальные средства образования. К самому процессу преподавания дидактика предъявляет много требований, также в процессе обучения ученики должны не только приобретать теоретические знания, но и практические навыки и опыт;
  2. Непосредственно сам процесс обучения. Дидактика предполагает, что в процессе обучение самое важное – это наладить связь между преподавателем и учеником. Причем связь должна носить двусторонний характер, то есть не только педагог дает информацию, но и получает ответную реакцию со стороны учеников (устные или письменные ответы на занятиях, творческий интерес и т.п.);
  3. Образование детей. Образование отличается от обучения тем, что во время обучение главное – это дать детям знания, а образование подразумевает эстетическое и культурное воспитание личности. Всестороннее развитие и воспитание детей является не менее важной задачей и целью образовательного процесса, чем получение знаний и навыков, поэтому дидактика уделяет образованию особое внимание в педагогической деятельности;
  4. Знания детей. В процессе обучения дети должны получать знания, прежде всего, теоретического характера, если ученики способны правильно и грамотно усваивать учебный материал, значит, процесс преподавания идет хорошо. Знания должны быть у каждого обучающегося, необходимо отметить, что процент усвоения учебного материала у каждого ребенка свой, индивидуальный. Важно поднять общий уровень знаний у детей, используя разные современные методики и программы обучения;
  5. Умения у детей. Умения отличаются от знаний тем, что это практический опыт, который основан на теоретических знаниях, полученных в процессе обучения. Умения детей – это важная составляющая образования и воспитания, они необходимы для дальнейшего развития ребенка, а, главное, для дальнейшей трудовой деятельности;
  6. Навыки у детей. Навыки представляют собой хорошо освоенные умения, то есть многократно отработанные и окончательно усвоенные. Например, если выполнять каждый день одно и тоже задание (изготовлять на токарном станке одну и туже деталь), то через месяц или два, эта деталь, скорее всего, будет иметь идеальную форму, размеры и внешний вид. В данном случае можно будет считать, что у ребенка будут хорошие навыки по изготовлению данной детали;
  7. Цель педагогической деятельности. Каждый день необходимо делать что-то, чтобы достигать цель всего образовательного процесса. Только тогда образование примет целостный вид и сможет активно развиваться, быть эффективной;
  8. Содержание педагогической деятельности. Важно в процессе обучения сохранить суть всего образования и воспитания, чтобы каждый ученик понимал, зачем ему нужны знания, как он может применить их на практике. Также и педагоги должны в полной степени осознавать, зачем они находятся в данном учебном заведении, какие цели и задачи они преследуют, а также каких целей должно достичь в ближайшем будущем все учебное заведение;
  9. Организация педагогической деятельности. Дидактика подразумевает построение качественной системы образования, которая будет систематизированной, упорядоченной и логичной. Важно чтобы весь процесс получения знаний был правильным, иначе сложно добиться успехов в рамках достижения поставленных целей и решения задач;
  10. Форма педагогической деятельности. Дидактика выбирает правильную и хорошо структурированную форму образовательного процесса, которая подходит для всего образования на определенном этапе. Форма выбирается в зависимости от таких критериев как: особенности внешних факторов в данный период времени, уровень общих знаний всех учащихся, наличие и качество средств обучения и т.д.;
  11. Результаты педагогической деятельности. Дидактика ставит перед педагогической деятельностью определенные цели и задачи, которые необходимо достигать, поэтому к оценке результатов дидактика подходит достаточно серьезно. Важно анализировать образовательный процесс постоянно, выявлять основные тенденции, делать предварительные выводы и направлять образование в нужное русло, чтобы в итоге получить качественные показатели и результаты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :