Задачи дидактики


Задачи дидактики

Основные задачи и функциональная роль дидактики

Определение 1

Дидактика является самостоятельной наукой, отраслью педагогики, занимающейся разработкой теоретических концепций обучения и образования. Она занимается исследованием основных закономерностей и принципов обучения, определяет его цели и задачи, обосновывает содержание учебного процесса, разрабатывает оптимальные формы, методы и способы его организации.

Дидактическая наука подразделяется на:

  • Общую дидактику, которая ориентирована на разработку общих вопросов организации учебного процесса.
  • Частную дидактику или частные методики, которые направлены на разработку основ проведения обучения по конкретным дисциплинам, с учетом их специфики.

Дидактика занимается исследованием учебного процесса на всех этапах его проведения и по всем дисциплинам. Для каждой дисциплины требуется своя особая методика преподавания, гарантирующая максимальную эффективность.

Основное предназначение дидактики выражается в его задачах. Ими являются:

  1. Представление и разъяснение прохождения учебного процесса и условий его осуществления;
  2. Создание основ организации учебного процесса и их совершенствование, разработка новых методик, технологий и внедрение новых средств обучения.

Дидактические задачи

Рисунок 1. Дидактические задачи

В дидактике обучение выступает в качестве объекта изучения и проектирования. Этим положением и объясняются основные задачи науки. В процессе проведения исследовательских работ, дидактика объясняет каким образом протекает процесс обучения, его содержание, закономерности и сущность. Это дает теоретические представления об учебной деятельности. Однако, этих данных недостаточно. Требуется разработка практических направлений учебной деятельности. Далее, дидактическая наука занимается построением учебного процесса, на базе теоретических данных. И затем, разработанные основы организации учебного процесса, вновь подвергаются теоретическим исследованиям, анализируются, оцениваются и контролируются. В этом и состоит функциональное значение дидактики. Она выполняет две основные функции:

  1. Теоретическая – разработка теорий, концепций, проведение диагностики и прогнозов;
  2. Практическая – создание определенного инструментария, нормативов организации, методик и технологий.

Функционирование дидактики ориентировано на построение общей стратегии бинарного процесса обучения и познания, нацеленной на создание оптимальных условий их сосуществования и преодоления противоречий между ними. Реализация этого положения возможна при правильной постановке дидактических целей, определения содержания и методов организации педагогической деятельности, имеющей двусторонний характер.

Дидактическая теория обучения нацелена на решения целой группы задач, которые можно представить в виде иерархии:

  • 1 уровень – основная или первоочередная задача дидактики: привитие молодому поколения общечеловеческих ценностей, культурного наследия, моральных и нравственных норм, с помощью ознакомления с выдающимися достижениями человечества в ходе исторического развития, знаниями об основных законах функционирования природы и общества, практическое воплощение, полученных знаний и усвоенных ценностей.
  • 2 уровень – специфические задачи дидактики как теории обучения: разработка основ организации обучения, определение объема и содержания научных знаний, разработка методик и технологий, направленных на реализацию дидактических функций.
  • 3 уровень – специфические задачи дидактики как технологии обучения: определение познавательной сути учебного процесса, построение моделей обучения, исходя из их структурных свойств.

Современные задачи дидактики

В условиях текущих тенденций общественного развития, дидактическая наука развивается по следующим основным направлениям:

  1. Акцентирование внимания на развитии познавательной активности и самостоятельности в учащихся.
  2. Приоритет воспитывающего обучения.
  3. Воспитание основных нравственных, духовных, этических качеств, трудолюбия.
  4. Мотивация к научному познанию.
  5. Ориентация на непрерывное личностное развитие и совершенствование.
  6. Последовательность и систематичность учебного процесса и учебных программ.

Важной задачей дидактики на современном этапе развития является повышение эффективности и качества учебного процесса, ориентация на развивающее обучение. В учебный процесс внедряются новые информационные технологии, позволяющие упростить его организацию и результативность. Значительное внимание направлено на рост общеобразовательного уровня развития и организации учебной деятельности с младшими школьниками. Для реализации этих задач организуются наблюдения за природными процесса, пишутся детские сочинения, позволяющие раскрыть таланты и активизировать творческую работу, для изложения учебных программ разрабатываются особые методики.

Еще одной из важных задач, современного развития дидактической науки, является поиск путей приближения содержания учебных программ и учебного материала по разным дисциплинам с современными научными теориями. В школах применяются новые методики, направленные на повышение уровня теоретических знаний и развития абстрактного мышления.

Сейчас проводится множество теоретических разработок и исследований в области совершенствования дидактических подходов в организации учебного процесса. Выдвигаются предложения по применению по ступенчатого подхода к освоению учебного материала. Эта теория предполагает осознанное овладение знаниями, затем предметная деятельность, теоретическое изучение материала на основе рассуждений, наглядных пособий, внешних факторов и завершение умственной работы без опоры на внешние факторы – только теоретический мыслительный процесс.

В настоящее время, дидактика должна разрешить задачу применения инновационных технических средств в учебном процессе. Современными средства оснащаются все учебные заведения и проводятся курсы повышения квалификации педагогического состава, с целью их освоения и свободного владения новыми средствами обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :