Дидактика является самостоятельной наукой, отраслью педагогики, занимающейся разработкой теоретических концепций обучения и образования. Она занимается исследованием основных закономерностей и принципов обучения, определяет его цели и задачи, обосновывает содержание учебного процесса, разрабатывает оптимальные формы, методы и способы его организации.
Дидактическая наука подразделяется на:
Дидактика занимается исследованием учебного процесса на всех этапах его проведения и по всем дисциплинам. Для каждой дисциплины требуется своя особая методика преподавания, гарантирующая максимальную эффективность.
Основное предназначение дидактики выражается в его задачах. Ими являются:
Рисунок 1. Дидактические задачи
В дидактике обучение выступает в качестве объекта изучения и проектирования. Этим положением и объясняются основные задачи науки. В процессе проведения исследовательских работ, дидактика объясняет каким образом протекает процесс обучения, его содержание, закономерности и сущность. Это дает теоретические представления об учебной деятельности. Однако, этих данных недостаточно. Требуется разработка практических направлений учебной деятельности. Далее, дидактическая наука занимается построением учебного процесса, на базе теоретических данных. И затем, разработанные основы организации учебного процесса, вновь подвергаются теоретическим исследованиям, анализируются, оцениваются и контролируются. В этом и состоит функциональное значение дидактики. Она выполняет две основные функции:
Функционирование дидактики ориентировано на построение общей стратегии бинарного процесса обучения и познания, нацеленной на создание оптимальных условий их сосуществования и преодоления противоречий между ними. Реализация этого положения возможна при правильной постановке дидактических целей, определения содержания и методов организации педагогической деятельности, имеющей двусторонний характер.
Дидактическая теория обучения нацелена на решения целой группы задач, которые можно представить в виде иерархии:
В условиях текущих тенденций общественного развития, дидактическая наука развивается по следующим основным направлениям:
Важной задачей дидактики на современном этапе развития является повышение эффективности и качества учебного процесса, ориентация на развивающее обучение. В учебный процесс внедряются новые информационные технологии, позволяющие упростить его организацию и результативность. Значительное внимание направлено на рост общеобразовательного уровня развития и организации учебной деятельности с младшими школьниками. Для реализации этих задач организуются наблюдения за природными процесса, пишутся детские сочинения, позволяющие раскрыть таланты и активизировать творческую работу, для изложения учебных программ разрабатываются особые методики.
Еще одной из важных задач, современного развития дидактической науки, является поиск путей приближения содержания учебных программ и учебного материала по разным дисциплинам с современными научными теориями. В школах применяются новые методики, направленные на повышение уровня теоретических знаний и развития абстрактного мышления.
Сейчас проводится множество теоретических разработок и исследований в области совершенствования дидактических подходов в организации учебного процесса. Выдвигаются предложения по применению по ступенчатого подхода к освоению учебного материала. Эта теория предполагает осознанное овладение знаниями, затем предметная деятельность, теоретическое изучение материала на основе рассуждений, наглядных пособий, внешних факторов и завершение умственной работы без опоры на внешние факторы – только теоретический мыслительный процесс.
В настоящее время, дидактика должна разрешить задачу применения инновационных технических средств в учебном процессе. Современными средства оснащаются все учебные заведения и проводятся курсы повышения квалификации педагогического состава, с целью их освоения и свободного владения новыми средствами обучения.