Воспитание, с точки зрения дидактической науки, является целенаправленным и организованным процессом личностного становления. Воспитательный процесс и его организация занимает центральное место в педагогической системе, поэтому дидактическая наука уделяет пристальное внимание разработке вопросов его построения и изучению проблем его оптимальной организации.
Воспитательный процесс организуется, исходя из конкретных целей и задач воспитания, и имеет двусторонний характер. Основной целью процесса воспитания выступает обеспечение всестороннего, гармоничного формирования и развития личности, наделенной нравственными, физическими, эстетическими качествами, художественным вкусом и научными знаниями. В процессе воспитания требуется разработка методик и технологий, позволяющих создать условия для раскрытия природных задатков и индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом важное значение имеет учет возрастных особенностей развития.
Сущность процесса воспитания заключается в том, чтобы объективное или внешнее стало наследием субъективного или внутреннего т.е. сознание человека должно развиваться таким образом, чтобы оно выражалось в результатах его последующего поведения, деятельности.
Воспитательный процесс характеризуется следующими специфическими чертами:
Метод воспитания представляет собой особый прием влияния на сознание, волю, чувства, поведенческие мотивы, ориентированный на достижения конкретных воспитательных целей и задач. Выбор методов определяется исходными целями воспитания. При этом, одни и те же цели могут достигаться совершенно разными методами для разных возрастных групп воспитанников. Дидактические методы изменяются по мере развития педагогической науки. Кроме того, методы должны учитывать индивидуальные характеристики учащихся и текущие тенденции социально-экономического развития. Воспитатели стремятся применять такие методы, которые дают возможность каждой личности раскрывать свои природные задатки, сохранить свою индивидуальность и развить собственные таланты.
Методы воспитания принимают на себя роль воспитательных средств, когда становятся составными элементами воспитательного процесса. Методы и средства воспитания неразрывно связаны. Выбор определенного метода воспитания ведет к выбору конкретных средств воспитания.
Выбор методов воспитания базируется на конкретных дидактических принципах. Основным из них выступает гуманизм взаимоотношений педагога и воспитанников. Методы отражают живые взаимоотношения между людьми и потому должны отвечать требованиям гибкости и эластичности.
Выбор методов воспитания не является спонтанным процессом. Он должен быть осознанным, подготовленным и тщательно проработанным, исходя из условий реализации воспитательного процесса. Метод, который нереально применить к конкретным условиям проведения учебного процесса нельзя выбирать.
При выборе методов проводится анализ их результативности. Однако, порой, методы оказываются безрезультативными, поскольку не были подобраны соответствующие им средства воспитания. Поэтому дидактические средства и методы должны подбираться в соответствии друг другу и проводится последующая оценка результатов их применения.
Методы воспитания могут быть классифицированы по разным основаниям.
В зависимости от характера, включающего направленность, возможность применения и специфические черты методов, они делятся на:
В зависимости от результатов воспитательного процесса, методы делятся на две группы:
В зависимости от интегративной направленности, включающей цели, задачи и содержание методы воспитания делятся на:
Дидактические методы воспитания направлены на создание оптимальных условий организации воспитательного процесса. Важное значение имеет осознание воспитанником необходимости усвоения тех или иных норм и правил общественного поведения. Чтобы воспитать то или иное свойство личности, необходимо чтобы она осознавала значение и необходимость развития этого свойства. В целях формирования взглядов, убеждений, мировоззрения личности разработана специальная группа дидактических методов – методы становления личностного сознания. Применение этих методов играет определяющую роль в развитии эмоциональной составляющей требуемого общественного поведения.
Методы достигают необходимой цели только в случае развития у воспитанников готовности активно включаться в предустановленную содержанием воспитания деятельность. К этой группе относится широкий спектр методов. Каждый из методов имеет свои особенности и сферу применения. Применения любого дидактического метода, направленного на становление личностного сознания требует высокой квалификации и профессионализма педагогов.
Важное значение среди методов становления личностного сознания имеют методы воздействия на эмоциональную сферу- рассказ, беседа, пояснение, а также методы наглядного влияния – пример личного характера, поступков, поведения.