Диагностика качеств детского коллектива


Диагностика качеств детского коллектива

Детский коллектив. Качества детского коллектива.

Определение 1

Детский коллектив – это детская группа, где образовывается система нравственных, эстетически воспитывающих социальных отношений, а также деятельности и общения, которая способствует формированию личности, ее социализации и развитию индивидуальности членов группы.

Наиболее важными качествами детского коллектива, которые могут охарактеризовать его специфику и могут дать представление о стадии его форсированности и развития – это направленность и сплоченность.

Определение 2

Направленность – это социально значимая характеристика группы, которая показывает важность поставленных целей, мотивов, а также ценностных ориентаций и норм.

Определение 3

Сплоченность – это совпадение установок и оценок членов группы в отношении к главным сторонам совместной целенаправленной деятельности.

Методы диагностики детского коллектива

Среди всех методов диагностики коллектива самые информативные методы: беседы с учениками, родителями и педагогами, наблюдение за детским коллективом, анкетирование, тестирование, социометрия.

Рассмотрим наиболее используемые методики в диагностике качеств детского коллектива:

  1. «Что важнее?»

    Цель методики: выявление ценностно-ориентационного единства коллектива. В ходе исследования учащиеся отвечают на вопросы анкеты, в которой вопросы разделены на оценку пяти основных качеств, которые характеризуют отношение к учебе, стиль поведения, деятельности, отношение к знаниям, качества ума, учебно-организационные умения, отношение испытуемого к товарищам, а также отношение к себе. В результате анализа наиболее весомые качества определяют направление совместной деятельности коллектива и сферу на которую они оказывают наибольшее влияние.

  2. Социометрия.

    Цель: выявление межличностных отношений. Социометрия является наиболее популярным методом исследования детского коллектива. В первую очередь из-за простоты сбора информации и большого спектра анализа. В ходе анализа выстраивается социоматрица, социограмма, происходит расчет показателя сплоченности, выявление лидеров группы. Также благодаря данным выявляются эмоциональные и деловые связи.

  3. Какой у нас коллектив?

    Цель: выявить степень сплоченности детского коллектива. Методика апробирована А.Н.Лутошкиным, и может помочь в определении удовлетворенности коллективом. Насколько они оценивают уровень своего сплочения по определенным критериям. Суть методики в том, что испытуемым предлагают определить, на какой стадии развития находится их коллектив, прочитав описание каждого этапа. После оценки диагност собирает мнения и оценки, суммирует и таким образом оценивает стадию развития коллектива. Стадии по данной методике могут быть: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел.

    Методику могут проводить в качестве деловой игры или в качестве опроса.

  4. Методика Сишора.

    Цель: определение уровня сплоченности классного коллектива. Это метод теста, состоящий из вопросов с четырьмя вариантами ответов. В результате ответы суммируются и выводится уровень сплоченности коллектива.

  5. Какой у нас коллектив (2)

    Цель: выявить степень удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива. Тест состоит из шести утверждений, учащимся необходимо выбрать один вариант, который является наиболее приемлемым для испытуемого. Позже все выборы складываются и таким образом выявляется взаимоотношения в коллективе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :