Цели гуманистической педагогики


Цели гуманистической педагогики

Понятие гуманистической педагогики и ее цели

Воспитание, особенно гуманистическое воспитание – это насыщение внутреннего мира человека высоким, светлым, особым, человечным. Задумываясь о воспитании как о средстве воздействия на духовный рост ребенка, понимая высокое значение воспитания, необходимо знать, какова цель гуманистической педагогики в современной образовательной системе?

На этот вопрос трудно ответить, если не иметь представления, какого человека нужно формировать, какими качествами он должна обладать. Прежде всего педагоги нового поколения должны задуматься об идеале человека, который будет воспитан средствами гуманистической педагогики.

Большинство родителей хотят, чтобы их дети стали настоящими людьми. Однако многие из них не могут до конца объяснить свои чувства и желания. Некоторые называют приоритетными такие качества, как доброта, честность, порядочность, отзывчивость, коммуникабельность и др.

Следовательно, чтобы определенным образом «очеловечить» процесс обучения в государственных и частных школах внедряется концепция гуманистического воспитания через соответствующие образовательные программы. Это одна из немногих воспитательных концепций, целью которой является признание этических ценностей в качестве основных детерминант человеческого поведения.

Замечание 1

Современный гуманистический подход к воспитанию умело применяется в отношении основных учебных предметов и в структуре деятельности всей школьной системы. Это, прежде всего, проявляется в том, что учащимся предоставляется право на самостоятельный выбор тех учебных предметов, которые будут ими изучаться в течение всего года.

При этом учитель или лектор выступает скорее помощником, чем авторитетной фигурой или носителем знаний, и его усилия в большей степени направлены на развитие чувства собственного достоинства ребенка. Ведь каждому ребенку важно чувствовать, как внутренний комфорт, так и его способность достигать поставленных целей. Именно поэтому ученикам разрешается самостоятельно делать выбор по делам, которые непосредственно касаются их.

Еще одной особенностью данной концепции является пренебрежение преподавателями методов похвалы и наказания. Американские педагоги утверждают, что когда постоянно хвалить ребенка за выполненную работу, то он привыкает к этому, и в результате оказывается неподготовленным к будущей взрослой жизни.

Представители гуманистической концепции воспитания высшими ценностями считают эмоциональные факторы, личностный рост и развитие. Педагоги-гуманисты верят, что общество и школа существуют для того, чтобы удовлетворять потребности каждого отдельного человека. Они убеждены, что ученикам стоит позволить преследовать собственные интересы чтобы они могли в полной мере развивать личные уникальные таланты.

Существует достаточно много путей реализации концепции гуманистического воспитания в школах. Некоторые из них включают разрешение ученикам самостоятельно выбирать вид задания или деятельности и попросить помощи в постановке реалистичных целей для их выполнения.

Не менее важно участие школьников в групповых формах работы, которая развивает их социальные и эмоциональные навыки. Учитель в таком случае выступает неким примером или образцом, а потому должен постоянно самосовершенствоваться.

Исходя из указанной выше цели гуманистической педагогики, ее задачами являются:

  1. воспитание позитивной самооценки и независимости ребенка;
  2. человекоцентристский подход к обучению и воспитанию;
  3. привитие учащимся чувство ответственности за выполненную работу;
  4. развитие социальных навыков;
  5. уважение к чувствам каждого школьника.

Составляющие педагогического воспитания

Целесообразно выделить пять основных составляющих, которые наиболее полно характеризуют концепцию гуманистического воспитания, отталкиваясь от цели такой педагогической системы, в частности таких:

  1. выбор: поощрение молодежи к осуществлению выбора процесса обучения, а именно: образовательных целей и ежедневных видов деятельности;
  2. забота: учет склонностей и интересов школьников при составлении учебного расписания;
  3. всестороннее развитие личности: развитие эмоциональной, умственной и коммуникативной сфер личности;
  4. развитие самооценки учащихся;
  5. выполнение учителем роли помощника.

Об эффективности достижении цели гуманистической педагогики в государственных и частных школах, свидетельствуют следующие факторы:

  • совместное принятие решений;
  • взаимопонимание между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • существование определенных норм и законов;
  • межличностное общение.
Замечание 2

Учителя, которые являются сторонниками гуманистической концепции воспитания, не только помогают школьникам осознать свое «я», научиться лучше понимать себя, давать более адекватную самооценку, выбирать наиболее оптимальный жизненный путь и профессию, но и пытаются научить их устанавливать положительные, взаимовыгодные отношения с другими людьми.

Вот почему преподаватели пытаются прививать своим воспитанникам такое качество как эмпатия – способность почувствовать мир другого человека так же близко и непосредственно, как и свой собственный. Так в школах большое внимание уделяется обучению в малых группах – именно в таких группах полнее актуализируется личность, эффективнее проходит процесс ее социализации и поэтому находится ключ к решению всех проблем общения между людьми на истинно гуманистических началах.

Цель построения гуманистического педагогического процесса

Представители педагогических кругов считают, что основной целью гуманистически ориентированных школьных учебных планов является создание для каждого ученика такой воспитательной среды, которая бы способствовало его саморазмышлениям и личностному развитию. Для гуманистов образовательные цели очень близки к идеалам личностного развития, целостности и автономии.

Воспитание положительного отношения к самому себе, сверстникам и к обучению доминируют в гуманистической педагогике. Способность к самоактуализации является центральной идеей, пронизывающей все учебные планы гуманистического направления. Человек, который имеет такое качество, не только познавательно развивается, но и обладает положительным характером. Именно поэтому каждый ученик должен раскрыть себя, выстроить личностную линию обучения, и, в конце концов, всю жизнь.

Гуманистические учебные планы основаны на идее построения производительных социальных и трудовых взаимоотношений между учащейся молодежью. Эта особенность пронизывает весь рабочий день ребенка в школе и побуждает к воспитанию у него качеств ответственности, независимости и самостоятельного принятия решений. Учащиеся самостоятельно делают свой выбор и несут ответственность за последствия своих действий, а, следовательно, учатся на собственных ошибках. При этом они учатся заботиться о самих себе и о других и ценить качество лично выполненной работы. Делая упор на позитивном, дети становятся более уверенными в себе.

Не менее важна роль учителя в процессе гуманистического воспитания детей. Педагоги-гуманисты воспитывают своих учеников через взаимное доверие и уважение. Педагог-гуманист – это человек, который:

  • полностью выслушивает точку зрения каждого ученика, беспокоится о чувствах ребенка в трудный для него период;
  • уважает всех без исключения учащихся;
  • является естественной и открытой в общении личностью.

Итак, целью концепции гуманистического воспитания является ее направленность на саморазвитие ребенка: выработка положительных ценностей, положительной самоконцепции личности, стремление к новому, открытость в общении.  



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :