Зарубежная гуманистическая педагогика


Зарубежная гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика: общие положения

Определение 1

Гуманистическая педагогика представляет собой педагогическую систему, которая направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения в рамках воспитания полноценного гражданина, наделенного правами и приспособленного к жизни в обществе.

Теорию гуманизма поддерживают далеко не все страны, это зависит от многих факторов:

  • Стиль управления, принятый в стране. В зависимости от того, какой режим действует в государстве и принимается решение о виде и форме преподавательской системы - будет она направлена на человека или, наоборот, будет обучать всех в жесткой системе правил и подчинения.
  • Есть ли вообще педагогическая система в стране. Есть страны (например, африканские), где преподавательские науки не являются обязательными, а общая система преподавания даже не сформирована. В таком случае определить, гуманистическая у них педагогика или нет, весьма проблематично.
  • Уровень жизни и развития государства. Есть развитые страны, где система воспитания находится на высшем уровне и сочетает в себе не только направление гуманистической педагогики, но и более прогрессивные формы и стили образования, которые практически не известны менее развитым странам.

Итак, гуманистическая педагогика признана не во всем мире, каждая страна и ее правители в праве самостоятельно выбирать направления педагогической системы, в рамках конкретных целей, которые они преследуют на данном этапе существования государства.

Основные концепции гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика практикуется далеко не всех странах, так как большинство государств являются сторонниками авторитарной системы педагогической деятельности. Однако, концепции гуманистической педагогики, разработанные ведущими учеными мира, приняты во внимание во всем мире, так как элементы гуманизма присутствуют повсюду, включая и образовательный процесс вне зависимости от стиля преподавания.

Основные концепции гуманистической педагогики.

Концепция, основанная на защите прав и интересов личности во всем мире, вне зависимости от страны, нации, культуры и традиций.

Концепция, основанная на защите всех достоинств личности вне зависимости от ее социального статуса, образования, культуры.

Концепция, основанная на всестороннем развитии личности с целью выявления способностей и общего обучения и воспитания.

Концепция, основанная на создании благоприятных условий для развития личности, которые формируют общество и общественные отношения и т.д.

Замечание 1

Основная идея всех концепций – это идея гуманизма, где во главе всего стоит человек, как высшая форма проявления жизни.

Зарубежная гуманистическая педагогика

Итак, гуманистическая педагогика имеет множество направлений. Каждое из направлений находит свое отражение в том или ином стиле педагогической деятельности.

Первое направление гуманистической педагогики за рубежом – бихевиоризм. Данное направление основал известный американский ученый, который вывел определенную зависимость поведения человека от раздражителя. Под раздражителем понимается стимул, то есть то, что толкает человека на конкретные действия. В данном направлении за основу взяты новейшие разработки, которые определяют жизнь современного человека, а также результаты многочисленных исследований в области психологии и педагогики. Бихевиоризм говорит о потребностях человека, о его способностях, интересах и о том, как их можно развить посредством мотиваторов.

Второе направление гуманистической педагогики за рубежом – прагматизм, что в переводе с греческого означает – дело. Данное направление затрагивает преимущественно основные постулаты философии и педагогики, которые говорят о том, что воспитание детей должно быть напрямую связано с реальностью, а точнее с практикой. То есть цели воспитания нужно достигать в рамках практической деятельности.

Основные положения направления прагматизма в гуманистической педагогике сводятся к следующему:

  • Все должно быть связано, а именно жизнь, воспитание и образование. Так, школа для ребенка не должна быть отдельна от жизни, обучение непосредственно от воспитания;
  • Активность в учебном процессе должна исходить от учеников, при этом необходимо всячески поддерживать данное начинание. Также желательно продумывать процесс стимулирования всех проявлений активности;
  • Программа обучения должна опираться на практическую деятельность учеников, то есть практика и обучение, как единый процесс, а не отдельно друг от друга;
  • Интересы детей должны лежать в основе педагогической и воспитательной программы.

Третье направление – это неопозитивизм, он также сочетает в себе философские учения и педагогические. Основными положениями данной концепции являются:

  • Идеология не главное направление обучения, важнее понять, как действовать в настоящем, то есть сформировать рациональное мышление у детей;
  • Главное – это научить человека мыслить правильно и логично, развивать интеллект, а воспитание должно быть основано на рационализме;
  • Необходимо развивать у детей собственное «Я», а дальше человек сам будет развивать свое мышление и разум, в рамках способностей и творчества.

Четвертое направление – неотомизм. Данное учение активно использует учения религии и философии. Сущность данного направления состоит в том, что обучение и наука – это слабо связанные вещи, так как правда заключается в религиозных учениях, и только они способны обучить человека всему необходимому и дать ему «прозреть», а мир науки должен лишь сопутствовать религиозным взглядам.

Таким образом, за рубежом есть множество направлений гуманистической педагогики, и надо заметить, что в каждом из них есть своя истина, но только государство и сложившиеся в нем традиции и культура могут влиять на выбор направления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :