Гуманистическая педагогика представляет собой педагогическую систему, которая направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения в рамках воспитания полноценного гражданина, наделенного правами и приспособленного к жизни в обществе.
Теорию гуманизма поддерживают далеко не все страны, это зависит от многих факторов:
Итак, гуманистическая педагогика признана не во всем мире, каждая страна и ее правители в праве самостоятельно выбирать направления педагогической системы, в рамках конкретных целей, которые они преследуют на данном этапе существования государства.
Гуманистическая педагогика практикуется далеко не всех странах, так как большинство государств являются сторонниками авторитарной системы педагогической деятельности. Однако, концепции гуманистической педагогики, разработанные ведущими учеными мира, приняты во внимание во всем мире, так как элементы гуманизма присутствуют повсюду, включая и образовательный процесс вне зависимости от стиля преподавания.
Основные концепции гуманистической педагогики.
Концепция, основанная на защите прав и интересов личности во всем мире, вне зависимости от страны, нации, культуры и традиций.
Концепция, основанная на защите всех достоинств личности вне зависимости от ее социального статуса, образования, культуры.
Концепция, основанная на всестороннем развитии личности с целью выявления способностей и общего обучения и воспитания.
Концепция, основанная на создании благоприятных условий для развития личности, которые формируют общество и общественные отношения и т.д.
Основная идея всех концепций – это идея гуманизма, где во главе всего стоит человек, как высшая форма проявления жизни.
Итак, гуманистическая педагогика имеет множество направлений. Каждое из направлений находит свое отражение в том или ином стиле педагогической деятельности.
Первое направление гуманистической педагогики за рубежом – бихевиоризм. Данное направление основал известный американский ученый, который вывел определенную зависимость поведения человека от раздражителя. Под раздражителем понимается стимул, то есть то, что толкает человека на конкретные действия. В данном направлении за основу взяты новейшие разработки, которые определяют жизнь современного человека, а также результаты многочисленных исследований в области психологии и педагогики. Бихевиоризм говорит о потребностях человека, о его способностях, интересах и о том, как их можно развить посредством мотиваторов.
Второе направление гуманистической педагогики за рубежом – прагматизм, что в переводе с греческого означает – дело. Данное направление затрагивает преимущественно основные постулаты философии и педагогики, которые говорят о том, что воспитание детей должно быть напрямую связано с реальностью, а точнее с практикой. То есть цели воспитания нужно достигать в рамках практической деятельности.
Основные положения направления прагматизма в гуманистической педагогике сводятся к следующему:
Третье направление – это неопозитивизм, он также сочетает в себе философские учения и педагогические. Основными положениями данной концепции являются:
Четвертое направление – неотомизм. Данное учение активно использует учения религии и философии. Сущность данного направления состоит в том, что обучение и наука – это слабо связанные вещи, так как правда заключается в религиозных учениях, и только они способны обучить человека всему необходимому и дать ему «прозреть», а мир науки должен лишь сопутствовать религиозным взглядам.
Таким образом, за рубежом есть множество направлений гуманистической педагогики, и надо заметить, что в каждом из них есть своя истина, но только государство и сложившиеся в нем традиции и культура могут влиять на выбор направления.