Большое значение для теории и практики современного развития образования приобретает возрождение и объективное освещение достижений мировой педагогической науки, сконцентрированных преимущественно в теоретическом наследии выдающихся культурно-образовательных деятелей и педагогов прошлого. Учитывая это, чрезвычайно перспективным является исследование педагогических идей и образовательной деятельности выдающегося американского педагога, психолога и психотерапевта Карла Роджерса. Теоретическое осмысление и практическое применение научно-педагогического наследия ученого должно способствовать модернизации образования России.
Рисунок 1. К. Роджерс
Особое место в творчестве К. Роджерса занимает гуманизм, который стал одновременно основой для разработок его научно-педагогических идей. Эффективность обучения, по К. Роджерсу, зависит от органичного сочетания личностных установок преподавателя (конгруэнтность, принятие ученика (студента) и эмпатии с осознанным обучением учащихся.
К. Роджерс предложил оригинальную, инновационную трактовку содержательного наполнения компонентов педагогической системы:
Характерной особенностью педагогической системы К. Роджерса является внедрение инновационной модели общения – фасилитации – в педагогическую теорию и практику. В работах американского психотерапевта и педагога этот феномен обосновывается как облегчение, стимулирование процесса обучения, создание атмосферы педагогической и психологической поддержки, что отвечает требованиям гуманизма.
Педагогическая фасилитация как одна из моделей педагогического общения направлена на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, полноценное (личностное и интеллектуальное) развитие субъектов профессионально-педагогического процесса, стимулирование (облегчение) совместной учебно-познавательной деятельности на основе поддержки, доверия и сотрудничества педагога с обучающимися.
На основе анализа педагогических идей и образовательной деятельности К. Роджерса были выявлены следующие функциональные компоненты педагогической деятельности фасилитатора:
Фасилитатор – это нетрадиционный тип преподавателя, который выполняет роль консультанта, помощника, актуализатора, партнера, субъекта, организатора самостоятельной деятельности учащихся.
Педагогический опыт К. Роджерса находит дальнейшее развитие в образовательной системе независимой России. В современных условиях получают дальнейшее развитие педагогические идеи К. Роджерса относительно гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса: создание атмосферы доверия, которая стимулирует творческие формы общения субъектов педагогического взаимодействия, утверждение идеи фасилитации, которая реализуется на принципах педагогического общения (принцип педагогической поддержки, проблематизации, диалогизации, персонификации) обеспечение субъект-субъектного взаимодействия и саморазвития личности на основе согласования интересов и позиций, альтернативности в отборе форм деятельности.
К. Роджерс разделяет учения (learning) на: принудительное, чрезмерно заинтеллектуализованное, направленное на усвоение знаний; оцениваемое и регулируемое извне, и свободное, самостоятельное, инициированное и оцениваемое самим учеником, направленное на усвоение смыслов как элементов личного опыта, а потому осмысленное.
Самостоятельное обучение предполагает развитие способности делать личностный выбор. Задача педагога заключается в стимулировании осмысленного учения. Такое стимулирование может быть реализовано с помощью различных технологий, но в их основе должна быть педагогическая философия неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. Педагогическая позиция учителя-фасилитатора выходит из системы личностных установок, которые реализуются в процессах межличностного взаимодействия с учениками.
Первую установку К. Роджерс характеризует терминами «истинность», «открытость», «конгруэнтное самовыражение в общении» – она предусматривает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность свободно, открыто выражать и передавать их ученикам.
Вторая установка – «безусловное положительное принятие», «доверие» – является личностная уверенность учителя в возможностях и способностях учеников, принятие их целостно, а не обусловлено.
Третья установка – «эмпатическое понимание» – это способность учителя видеть внутренний мир и поведение каждого ученика с его внутренней позиции, как бы его глазами. Именно исходя из данных установок в отношениях с детьми, учитель может построить такое учебное взаимодействие, при которой становится реальным и социально желаемым свободный личностный выбор решения (формы поведения, отношение, мысли) ученика.
Я-концепция рассматривается К. Роджерсом как система самовосприятия. Именно Я-концепция, а не какое-то реальное Я, важно для личности и ее поведения; она возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, прежде всего социальной. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта реакций-ответов на окружение индивида.
Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, эта потребность является врожденной или приобретенной. К. Роджерс склоняется к мнению, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида и может быть рассмотрена с точки зрения самоактуализации личности, поскольку положительное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает противоречие между Я-концепцией и реальным опытом, что ведет к развитию психологической дезадаптации, не соотносящейся с гуманизмом.
Таким образом, органической становится потребность в распространении педагогических идей и опыта американского педагога, что станет одним из шагов на пути интеграции российской педагогической мысли в мировую педагогику.
Вхождение России в единое европейское и мировое образовательное пространство является непрерывным процессом реформирования, главная цель которого – повышение качества образования в процессе сближения различных образовательных систем. Этот процесс направлен не только на развитие альтернативных негосударственных образовательных учреждений, большинство которых создавались по подобию существующих зарубежных образцов, но и на пересмотр традиционной системы организации учебного процесса. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для успешного развития теоретико-методологического базиса современной российской педагогики.