Современная профессиональная подготовка специалистов должна осуществляться на основе реализации основных принципов дидактики и современных концепций профессионального обучения.
Наиболее важные дидактические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов включают следующие принципы.
Принцип научности обязывает преподавателей подавать учебный материал на основании проверенных научных данных, раскрывать причинно-следственные связи процессов, новейшие достижения науки и связь с другими науками.
В дидактике высшего профессионального образования принцип научности тесно связан с принципом фундаментализации. По мнению исследователей, важным компонентом фундаментализации является усиление общеобразовательного компонента в образовательных профессионально направленных учебных программах. Сейчас профессиональная деятельность специалистов во всех отраслях производства насыщена надпрофессиональными компонентами – умением интерпретировать и анализировать результаты, владением иностранными языками и тому подобное.
Исследователи проблемы современного профессионального образования отмечают еще один аспект фундаментализации образования –овладение базовыми квалификациями:
Таким образом, фундаментализация образования предусматривает углубление общетеоретической, общеобразовательной, общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
Современная концепция специального обучения актуализирует принцип мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Качество обучения повышается, если в учебном заведении созданы условия, при которых студенты способны проявить свои личностные умения, навыки, интерес в результатах своего дела, определенные достижения успехов в формировании профессиональных компетенций. Именно поэтому важна мотивационная основа учебно-познавательной деятельности будущего специалиста при изучении естественно-математических и специальных дисциплин, воспитание у него потребности самосовершенствования, самоанализа и самоконтроля.
Принцип последовательности в профессиональной подготовке специалистов должен действовать на уровне логических связей между структурными частями каждого учебного предмета и межпредметных связей. Принцип предполагает, что в содержании учебных дисциплин должны найти свое отражение диалектические взаимосвязи, действующие в природе и исследуемые современными науками. Психологической основой межпредметных связей является формирование в сознании студентов межсистемных ассоциаций, позволяющие отображать предметы и явления реального мира в единстве и противоречии.
Положительный результат в формировании компетентного специалиста определяется его активностью и способностью принимать решения. Несмотря на это, важен принцип сознательности и активности студентов на занятиях. Указанный принцип предполагает широкое использование в профессиональной подготовке проблемных методов, способствующих активизации познания, привлечение студентов к активной учебной работы на всех этапах учебного процесса. Активное и сознательное усвоение необходимых знаний, формирование профессиональных компетенций невозможно без выяснения взаимосвязей в изученном материале, формулировки собственного мнения, использования различных мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии) при решении конкретных задач.
Принцип наглядности в подготовке студентов играет ведущую роль, так как помогает выявить связь между научными знаниями и практической деятельностью, стимулирует интерес к будущей профессии. Иллюстративные виды наглядности (приборы, схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы) развивают логическое мышление будущих специалистов, углубляют знания и способствуют формированию профессиональных компетенций.
Чрезвычайно актуальным сейчас остается принцип основательности усвоения учебного материала. Соотношение между количеством лекционных и практических занятий, дефицит времени на формирование практических навыков в производственных условиях, недостаточный контроль за самостоятельной деятельностью студентов не способствует реализации требований указанного принципа обучения. Результаты аттестационного периода, оценки на экзаменационных сессиях не отражают реального основательного усвоения материала и возможности использования его в профессиональной деятельности. По мнению исследователей, равномерно напряженная модульно-рейтинговая (кредитно-модульная) система подготовки студентов имеет значительные преимущества для оптимального усвоения учебного материала и формирования необходимых профессиональных компетенций студентов.
Указанные дидактические принципы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Однако подготовка современного специалиста обусловлена реалиями жизни, поэтому принцип связи обучения с практической деятельностью, остается чрезвычайно актуальным. Профессиональная подготовка специалистов только тогда успешна, когда студенты чувствуют полезность и нужность знаний, которые усваиваются на занятиях. Практическая деятельность – эффективное средство формирования личности компетентного специалиста, который способен решать производственные задачи.
В последние годы растет спрос на молодых специалистов и высокопрофессиональных рабочих с многофункциональными умениями. Достижениями этих работников реализуются творческие достижения ученых и инженеров-изобретателей. По данным экспертов, в перспективе в высокотехнологичных отраслях доля молодых специалистов, работающих на должностях квалифицированных рабочих, будет составлять более 30%. Это вызвано повышением уровня интеллектуализации труда рабочих, ростом их ответственности за эффективное использование и техническое состояние оборудования.
Принцип индивидуального подхода означает учет уровня умственного развития, знаний и умений, познавательной и практической самостоятельности студентов, их познавательных интересов, их отношения к профессиональной подготовке.
Современная подготовка специалистов обусловлена повышением роли технологической культуры, дисциплинированности и социальной ответственности будущего специалиста. Подчеркивая значение принципа единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, нужно отметить, что на протяжении всего периода обучения студенты накапливают знания, формируют необходимые компетенции, развивают свой научный кругозор и интеллектуальное развитие, приобретают морально-духовные качества.
Таким образом, организация профессиональной подготовки студентов в учебном заведении должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах, способствующих всестороннему развитию студентов.