Принципы обучения письменности


Принципы обучения письменности

Аналитико-синтетический принцип обучению письменности

Дискуссии о приоритетности принципов обучения письму активно велись учеными в конце XIX и начале ХХ века. Следствием исследований ученых стало оптимальное сочетание аналитико-синтетического, линейного, тактового (ритмического), копировального, генетического принципов.

Аналитико-синтетический принцип является основным для обучения письму в 1 классе. В XIX в. он был разработан в Западной Европе Ф. Дистервегом, К. Фогелем, а в России – К. Ушинским. Операциями этого метода является анализ и синтез во время письма: зрительное аналитическое восприятие графемы, расписание ее на элементы, а также синтез элементов во время целостного изображения графемы, сочетаний букв в слоги и слова.

Ф. Дистервег

Рисунок 1. Ф. Дистервег

Аналитико-синтетический принцип обеспечивается комплексом указанных ниже приемов обучения:

  1. поэлементный анализ формы письменной буквы – ведущий аналитический прием работы, который используется во время ознакомления учащихся с новой для них рукописной буквой, а также в процессе закрепления знаний детей о конфигурации изученных букв, сравнения их между собой и соответствующими печатными;
  2. анализ ошибочного написания букв и их комплексов (слогов, слов, предложений) – второй аналитическим прием работы, целью которого является обучение первоклассников находить графические ошибки, проводить их предупреждение или устранение;
  3. показ процесса написания – основной синтетический прием, который осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика и сопровождается словесным объяснением того, из скольких и каких именно элементов состоит буква.

Современное оборудование классной комнаты дает возможность демонстрировать процесс написания буквы на экране с помощью электронных динамических таблиц. Сначала объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать и ученики:

  • воображаемое письмо – синтетический прием, сущность которого заключается в воспроизведении движения руки во время письма без видимого изображения букв, то есть такое письмо не оставляет следа на бумаге, индивидуальном планшете или доске.
  • письмо мокрой кистью (влажной салфеткой) на доске – синтетический прием, который в первую очередь используется для формирования графического навыка в учеников, которые стесняются собственных ошибок, особенно сделанных на глазах у всего класса. Детей успокаивает то, что написанное быстро высыхает и не оставляет следов не только на доске, но и в памяти одноклассников.
  • письмо букв на манке (песке) – синтетический прием, с помощью которого буква изображается пальчиком в пластиковой тарелке (картонной коробкой) с сыпучим материалом. Основной задачей данного вида работы является осознание и запоминание учащимися последовательности движений руки во время письма без их ограничения линиями строк. Написанная буква убирается легкой тряской тарелочки (коробочки), после чего можно снова повторять упражнение.
  • конструирование – синтетический прием, позволяющий практически сочетать проанализированы учениками детали в буквы с помощью пластмассовых (фабричных) или вырезанных из картона наборов элементов рукописных букв.

Линейный (графический) принцип

Определение 1

Линейный (графический) принцип заключается в обучении письму в пределах линий графической сетки, напечатанной в тетради. Разлиновка облегчает учащимся усвоение правильного написания букв: осознание точного начала изображения букв, сохранения их высоты, ширины и наклона при написании, использование правильного сочетания элементов и букв.

К учебным приемам линейного метода относятся:

  1. объяснение написания учителем с ориентацией на сетку тетради – четкое указание начала изображения буквы и ее элементов, направление движений руки в линиях строк, установление места окончания написания буквы.
  2. комментируемое письмо букв или их сочетаний – объяснение написания самими учащимися при изображении графем.
  3. письмо в строках-ступенькам – оригинальный прием В. Агафонова, в котором предлагается сложные по написанию буквы писать в особой строке, высота которой уменьшается в несколько этапов. Ученики пишут в одной строке буквы разного размера, постепенно уменьшая их к стандартному.
  4. графический диктант – учитель озвучивает объяснения написания буквы без показа процесса ее изображения, а дети должны узнать букву по прослушанному описанию и написать ее.
  5. списывание с готового образца – подражание, воспроизведение образцов письма, представленных в разлиновках прописей, на доске или на индивидуальной карточке.
  6. письмо на индивидуальных досках (планшетах) – дополнительный прием линейного метода, который имеет целью тренировочное изображение букв в разлиновке, соответствующей сетке прописей, но с увеличенным размером. На таких досках ученики могут писать мелом или маркером, вытирать написанное, переписывать заново.

Тактовый, копировальный и генетический принцип

Определение 2

Тактовый (ритмический) принцип представляет собой письмо в одинаковом темпе, что способствует развитию плавного письма, обеспечивает постепенный переход детей от медленного письма к ускоренному.

Тактовый метод имеет в арсенале небольшое количество приемов обучения:

  • письмо по математике – написание элементов букв, которые ведутся сверху вниз или горизонтально слева направо, а всех остальных соединительных элементов, которые пишутся снизу-вверх – под протяжный звук.
  • тактирование – отличается от предыдущего тем, что во время письма вместо счета используется отбивание ритма, который задает темп написания (хлопки в ладоши, стук карандашом по столу, отбивание ритма ногой, звуки настроенного на определенный темп метронома и т.д.).
  • письмо буквы в ритме произнесения названия ее художественного образа.

Копировальный принцип внедряется с помощью таких приемов обучения:

  1. наведение (обводка) букв и их комплексов – основной прием копировального принципа, согласно которому воспроизводятся графемы по заданному контуру.
  2. письмо «сухим пером» – копирование образца по контуру без прописывания букв. Сегодня для использования указанного приема так называемое «сухое» наведение осуществляют обратным концом ручки или маленькой указкой, шпажкой. При этом дети не выполняют сам процесс письма, а только усваивают движения руки при изображении букв и их сочетаний.
  3. тактильное письмо – наведение пальцем руки, которой ученик пишет, увеличенных контуров букв, сделанных из шероховатой бумаги.
  4. калькирование – письмо с помощью наложения кальки. Сначала ученики по образцу пишут по кальке, затем самостоятельно изображают несколько букв в прописях. Далее, накладывая кальку с приведенным образцом на буквы, написанные самостоятельно, первоклассники сравнивают их, наглядно выясняют собственные графические ошибки.

Генетический принцип применяется в послебукварный период обучения грамоте и при дальнейшем совершенствовании навыков письма учеников начальных классов. Сущность принципа заключается в соблюдении четкой последовательности упражнений в порядке наращивания трудностей во время письма целых букв, слов, слогов и предложений, что позволяет формировать у детей устойчивый почерк.

В обучении письму существуют два основных приема генетического метода:

  • наращивание элементов – используется при закреплении у учащихся умения отличать подобные буквы: и – й, л – м, и – ш, г – п – т и др.
  • обобщение письменных букв по основному элементу – формирует у младших школьников умение объединять отдельные графемы в группы по определенному признаку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :