Особенности и принципы удаленного обучения


Особенности и принципы удаленного обучения

Недостатки и преимущества дистанционного обучения

Нетрадиционные формы и методы образования, обеспечивающие оперативность получения новых знаний при минимальных затратах временных и финансовых ресурсов, все активнее завоевывают мир. Среди них и удаленное (дистанционное) образование. Например, в США по программам дистанционного образования сегодня учится около 1 млн студентов; 32% американцев отдают предпочтение Интернету вместо стационарного и заочного обучения, а 39% вообще считают, что Интернет сделает аудитории ненужными.

Замечание 1

В такой популярности дистанционного образования нет ничего удивительного, ведь оно имеет ярко выраженное положительное влияние на слушателя, что выражается в повышении творческого и интеллектуального потенциала. Качество его обусловлено тем, что для подготовки дидактических средств привлекается лучший профессорско-преподавательский состав и используются самые современные учебно-методические материалы.

К тому же удаленное образование имеет ряд преимуществ, среди которых в первую очередь:

  • экономия времени слушателя;
  • возможность учиться без отрыва от производства;
  • экономия финансовых ресурсов.

Такие важные положительные факторы практически полностью нивелируют недостатки удаленного образования: отсутствие прямого общения с преподавателем и другими слушателями и необходимость самостоятельного изучения материала.

Таким образом, основным преимуществом удаленного обучения является то, что он позволяет адаптировать свое обучение к условиям работы и домашних обязательств. Помимо этого, такой вид обучения:

  1. позволяет настроить свой собственный темп обучения;
  2. выбрать предпочитаемое место будущего обучения;
  3. возможность получить степень бакалавра, магистра или доктора в любой точке мира.
  4. как и в случае с очной формой обучения, студенты получают полезные, практические навыки, связанные с планированием и проведения исследования;
  5. курс удаленного обучения часто стоит меньше, чем аналогичное обучение по очной форме.
  6. дистанционные учебные заведения обычно предлагают специальную поддержку своим онлайн-студентам или студентам, обучающимся на дистанционном учете.

Специфика удаленного образования

В системе подготовки учащихся делаются реальные шаги по внедрению и применению удаленного обучения.

На данный момент уже сформулировано содержание удаленного обучения как индивидуализированного процесса передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, который происходит в виде опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, созданной на основе современных психолого-педагогических технологий.

Кроме того, на концептуальном уровне обоснована целесообразность создания и активизации системы удаленного образования, которое стоит на принципах:

  • непрерывности – обеспечение в удаленном образовании всех уровней: начального, общего среднего, профессиональной подготовки, высшего, дополнительного, последипломного образования;
  • демократизации – предоставление равных возможностей всем учебным заведениям;
  • интеграции – создание виртуальной электронной библиотеки учебных дистанционных курсов, банков данных и баз знаний с защитой соответствующих авторских прав;
  • глобализации – открытость информационных ресурсов и организация учебных процессов для всех участников.

Закрепление базы принципов функционирования удаленного образования достаточно широко отражено как в нормативно-правовых актах, так и в трудах ученых.

Вместе с тем анализ последних источников и публикаций показывает недостаточный интерес исследователей к проблеме целесообразности активного и массового внедрения удаленного обучения.

Принципы удаленного обучения

Замечание 2

Стоит отметить, что общие принципы удаленного обучения не могут равноценно применяться в системе образования в широком смысле.

Вообще образование взрослых имеет свою специфику, базируется на отличных от традиционного образования методик, технологиях и принципах.

В качестве таких особых принципов выступают:

  1. сочетание науки и практики в учебном процессе – программы удаленного обучения должны давать объективное и целостное научное представление слушателям о современных процессах и явлениях, которое базировалось бы на подтвержденных научных фактах и знаниях, оперировало общепринятыми научными терминами, и при этом тесно сочеталось с практической деятельностью участников обучения;
  2. последовательность и систематичность – изложение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности. Каждый учебный блок (модуль) должен содержать оптимальный для запоминания объем информации и иметь логически завершенную структуру. Занятия должны проходить систематически, через примерно одинаковый временной период, который обеспечит надлежащий уровень усвоения информации и способность к ее воспроизведению в практических условиях;
  3. равенство доступа к обучению – эффективное повышение квалификации путем удаленного обучения станет возможным только при условии полной компьютеризации и подключению к Интернету;
  4. наглядность – не предусматривает традиционной для среднего и высшего образования демонстрации наглядных пособий или дидактического материала в сочетании с комментариями учителя. В удаленном обучении преподаватель выполняет обязанности тьютора, поэтому его задача – направить слушателя на поиск нужной информации, в данном случае – демонстрационной;
  5. сознание и активная самостоятельность – результативность удаленного обучения обеспечивается, в первую очередь, сознательным подходом слушателя к образовательному процессу, пониманием несоответствия имеющихся у него знаний, умений и навыков современным внешнем и внутреннем средам. Осознание этого должно выступать мощным мотивирующим фактором для слушателя по улучшению своего профессионального и интеллектуального уровня и стимулировать его к активному самостоятельному обучению за пределами предоставленного тьютором материала и поставленных задач;
  6. сохранение качества уровня знаний и умений – полученные в процессе удаленного обучения знания и умения не должны отличаться от тех, которые приобретаются при очном обучении по профессиональной программе, программам тематических краткосрочных семинаров и постоянно действующих семинаров. Дистанционный курс должен экономить время и финансовые ресурсы слушателей, но ни в коем случае не ухудшать качественный показатель полученных знаний.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :