Основные методы и принципы обучения


Основные методы и принципы обучения

Виды методов обучения

Существуют различные методы и принципы обучения.

Замечание 1

Методы обучения условно можно разделить на четыре типа. Это методы, ориентированные на учителя, методы, ориентированные на учащегося, методы, ориентированные на содержание урока, и интерактивные методы.

Методы, ориентированные на учителя. Здесь учитель представляется экспертом в обучаемом предмете. Ученики воспринимают его как авторитет. Однако сами учащиеся являются пассивными получателями объемных знаний от учителя. Примерами таких методов являются демонстрационные и лекционные методы, которые не требуют участия учащихся в процессе обучения. Кроме того, из-за отсутствия участия учащихся в том, чему их учат, такие методы называются «закрытыми».

Методы, ориентированные на учащегося. Здесь преподаватель – это одновременно учитель и ученик. Учитель становится ресурсом, а не авторитетом. Примером метода, ориентированного на учащегося, является метод дискуссии, основанный на совместном поиске решения проблемного вопроса.

Методы, ориентированные на содержание урока. Как правило, информация считается очень важным ресурсом. Большой упор делается на ясность и тщательный анализ данных. Учитель и учащиеся не могут критиковать что-либо, связанное с изучаемой информацией. Примером метода, который подчиняет интересы учителя и учащегося содержанию, является программный подход к обучению.

Интерактивные методы. Эти методы требуют совместного понимания различных областей знания и участия в обучении.

Среди специальных методов обучения упоминаются следующие методы:

  1. Лекционный метод. Лекция представляет собой устное представление информации учителем. Во время лекции учитель рассказывает, объясняет, описывает или связывает любую информацию, которую обучаемые должны изучать, посредством прослушивания и понимания.
  2. Метод обсуждения (дискуссии). Обсуждение включает двустороннюю связь между участниками. В дискуссии участвуют преподаватель и учащиеся. Дискуссия является более активным методом обучения, чем лекция. Дискуссия может использоваться в классе, чтобы заставить учеников применять новые знания или контролировать их обучение с помощью обратной связи.
  3. Демонстрация. Самый эффективный способ научить профессиональному мастерству – продемонстрировать это. Как считают некоторые ученые, одним из двух основных навыков преподавания является способность демонстрировать; другая – способность объяснять.
  4. «Мозговой штурм». Цель «мозгового штурма» – очень быстро найти новые идеи и ответы на глобальные проблемы. Это особенно эффективный способ для получения ярких идей. Он отличается от обсуждения тем, что основное внимание уделяется созданию как можно большего количества идей, без их критики. Никакая идея, какая безумная она ни была, не должна быть отвергнута. Применение «мозгового штурма» поможет работать с большой группой и обычно занимает меньше времени, чем дискуссия.
  5. Ролевые игры. В ролевых играх участники используют свой собственный опыт, чтобы обыграть реальную жизненную ситуацию. Ролевые игры повышают уверенность участников и обычно заканчиваются практическими ответами, решениями или рекомендациями.

Основные принципы обучения

Что касается принципов обучения, они выполняют регулятивную функцию в двух аспектах. Во-первых, как способ построения научных дидактических теорий, когда объектом анализа выступают принципы как элемент научно-педагогического знания; во-вторых, как способ регуляции практики обучения.

Чаще всего в современных учебниках и пособиях по педагогике их авторы рассматривают регулятивные функции принципов обучения с точки зрения педагогической практики. Это очень важно. Дидактические принципы лежат в основе обучения всех дисциплин, которые в значительной степени определяют их содержание, формы организации и методы обучения.

Определение 1

Принципы обучения – основные исходные положения теории обучения. Отечественная педагогическая наука раскрывает систему дидактических принципов, исходя из научного понимания сути воспитания и обучения.

Эта система основывается на принципах:

  1. связи содержания и методов обучения с национальной культурой и традициями;
  2. воспитательного характера обучения;
  3. научности;
  4. последовательности и преемственности;
  5. сознательности и активности;
  6. наглядности;
  7. доступности;
  8. индивидуализации процесса обучения;
  9. внимательного изучения интересов, способностей, наклонностей каждого ученика.

Использование принципов обучения позволяет учебный процесс скорректировать таким образом, чтобы происходило эффективное усвоение знаний учащимися. Вместе с тем эти принципы позволяют поэтапно достигать целей обучения, создавать атмосферу творческого взаимодействия и взаимопонимания.

При учете всего потенциала указанных принципов обучения, следует обратить внимание на наиболее значимые из них.

Принцип научности в обучении в общеобразовательной школе. Суть его заключается в том, что усваиваемые учениками знания должны преподаваться в интерпретации современной науки. В то же время ученики должны приобщаться к методам современной науки. Основы наук, изучаемые в школе, не должны демонстрировать противоречие с данными современной науки.

При этом должно быть соблюдено требование доступности знаний для учеников разного возраста.

Принцип систематичности систематичность обучения означает:

  • последовательное, построенное на логике науки и обусловленное задачами образования и возрастными возможностями учащихся развертывание содержания знаний в учебных программах, учебниках и пособиях по различным предметам;
  • планомерный порядок обучения, при котором каждый этап совместной деятельности учителя и учеников основывается на предыдущих этапах и открывает путь к дальнейшему продвижению вперед.

Связь обучения с жизнью осуществляется несколькими путями:

  1. От потребностей жизни к знаниям. Осознание учениками жизненного значения знаний значительно углубляется и качество обучения гораздо улучшается тогда, когда учитель ведет учащихся от практики к теории, от реальных потребностей жизни к знаниям. Так, работая на пришкольном участке, учащиеся наблюдают различные растения, их строение, способы существования, влияние внешних условий на развитие тех или иных растительных организмов.
  2. От знаний к потребностям жизни. Обучение связывается с жизнью и тогда, когда учитель ведет учащихся от теории к практике, к осознанию значения усваиваемых знаний, навыков и умений для трудовой деятельности. При изучении в курсе географии темы «Почвы России» учащиеся знакомятся с почвами своего региона, структурой, процентом перегноя и влияния этого фактора на урожайность.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет обогащение опыта учащихся в процессе выполнения ими учебных задач с целью самостоятельного открытия уже известных для науки закономерностей (путем наблюдений, экспериментов, проверки выводов описанных опытов, выполнение лабораторных и практических работ и т.п.).

Наглядность в обучении. Важность наглядности следует из самой сути процесса обучения, в котором первым, исходным моментом является живой чувственный опыт учащихся. От эмпирии подниматься к общему – важная закономерность обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :