Существуют различные методы и принципы обучения.
Методы обучения условно можно разделить на четыре типа. Это методы, ориентированные на учителя, методы, ориентированные на учащегося, методы, ориентированные на содержание урока, и интерактивные методы.
Методы, ориентированные на учителя. Здесь учитель представляется экспертом в обучаемом предмете. Ученики воспринимают его как авторитет. Однако сами учащиеся являются пассивными получателями объемных знаний от учителя. Примерами таких методов являются демонстрационные и лекционные методы, которые не требуют участия учащихся в процессе обучения. Кроме того, из-за отсутствия участия учащихся в том, чему их учат, такие методы называются «закрытыми».
Методы, ориентированные на учащегося. Здесь преподаватель – это одновременно учитель и ученик. Учитель становится ресурсом, а не авторитетом. Примером метода, ориентированного на учащегося, является метод дискуссии, основанный на совместном поиске решения проблемного вопроса.
Методы, ориентированные на содержание урока. Как правило, информация считается очень важным ресурсом. Большой упор делается на ясность и тщательный анализ данных. Учитель и учащиеся не могут критиковать что-либо, связанное с изучаемой информацией. Примером метода, который подчиняет интересы учителя и учащегося содержанию, является программный подход к обучению.
Интерактивные методы. Эти методы требуют совместного понимания различных областей знания и участия в обучении.
Среди специальных методов обучения упоминаются следующие методы:
Что касается принципов обучения, они выполняют регулятивную функцию в двух аспектах. Во-первых, как способ построения научных дидактических теорий, когда объектом анализа выступают принципы как элемент научно-педагогического знания; во-вторых, как способ регуляции практики обучения.
Чаще всего в современных учебниках и пособиях по педагогике их авторы рассматривают регулятивные функции принципов обучения с точки зрения педагогической практики. Это очень важно. Дидактические принципы лежат в основе обучения всех дисциплин, которые в значительной степени определяют их содержание, формы организации и методы обучения.
Принципы обучения – основные исходные положения теории обучения. Отечественная педагогическая наука раскрывает систему дидактических принципов, исходя из научного понимания сути воспитания и обучения.
Эта система основывается на принципах:
Использование принципов обучения позволяет учебный процесс скорректировать таким образом, чтобы происходило эффективное усвоение знаний учащимися. Вместе с тем эти принципы позволяют поэтапно достигать целей обучения, создавать атмосферу творческого взаимодействия и взаимопонимания.
При учете всего потенциала указанных принципов обучения, следует обратить внимание на наиболее значимые из них.
Принцип научности в обучении в общеобразовательной школе. Суть его заключается в том, что усваиваемые учениками знания должны преподаваться в интерпретации современной науки. В то же время ученики должны приобщаться к методам современной науки. Основы наук, изучаемые в школе, не должны демонстрировать противоречие с данными современной науки.
При этом должно быть соблюдено требование доступности знаний для учеников разного возраста.
Принцип систематичности систематичность обучения означает:
Связь обучения с жизнью осуществляется несколькими путями:
Большое образовательное и воспитательное значение имеет обогащение опыта учащихся в процессе выполнения ими учебных задач с целью самостоятельного открытия уже известных для науки закономерностей (путем наблюдений, экспериментов, проверки выводов описанных опытов, выполнение лабораторных и практических работ и т.п.).
Наглядность в обучении. Важность наглядности следует из самой сути процесса обучения, в котором первым, исходным моментом является живой чувственный опыт учащихся. От эмпирии подниматься к общему – важная закономерность обучения.